Главная Экономика 00:01 07 Марта 2024 3525
Сюрприз на колесах

Первоапрельский «День дурака» обещает нам рост цен на бюджетные легковушки минимум на 300 тысяч рублей

Александр Киденис
Автомобиль постепенно превращается из средства передвижения в роскошь. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Правительство вводит новый, повышенный размер утилизационного сбора за автомобили. Вздорожают в основном китайские авто, но они уже составляют две трети рынка импортируемых машин. В минувшем году в России было реализовано 1 058 708 новых легковушек, из которых отечественных (вазовских) было всего 324 446. И в конце декабря на складах еще пылились 175 тысяч привезенных к нам из Поднебесной машин — не нашлось покупателей, готовых выложить за авто больше двух миллионов рублей.

Эксперты подсчитали, сколько средний российский покупатель должен был копить на машину 10 лет назад и теперь. И оказалось, что в 2013-м среднестатистическое авто в России стоило 906 900 рублей, а среднемесячный заработок составлял 32 495 рублей. То есть автомобиль тогда обходился россиянину в 27 заработных плат. А минувшей осенью средняя цена новой машины на нашем рынке составляла 2,68 млн — при зарплате 70 тысяч. То есть копить на машину нужно на год больше. Хотя известно, что продажная цена китайского автомобиля среднего качества в самой Поднебесной в переводе на рубли составляет не больше миллиона. Естественный вопрос: кому и за что мы переплачиваем еще 24 месячные зарплаты?

Вот как объясняет эту «загогулину» в журнале «За рулем» глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин на примере самого популярного у россиян китайского автомобиля Jetta VA3. Оптовая цена этой марки в Китае составляет 930 тысяч в переводе на рубли, а в России в розницу его продают уже за 2,2 млн — за счет официальных сборов в российскую казну. Итак, таможенное оформление — 3100, пошлина — 133 575, НДС — 204 815, утильсбор до 1 августа 2023 года — 178 400, дополнительный утильсбор — 122 200. Прибавьте сюда 7 тысяч акциза, 50 тысяч за установку устройства вызова экстренных служб и стоимость доставки — еще 250 тысяч на каждый автомобиль. А маржа дилера и дистрибьютора в этой схеме составляет всего по 6,5%, или по 145 тысяч рублей на один автомобиль.

В результате, как заявляет Алексей Подщеколдин, доля россиян, которые смогли себе позволить приобрести новый автомобиль, по итогам 2023 года составила 27%, тогда как 10 лет назад таких было вдвое больше — 56%. Зато вырос спрос на машины б/у. По данным агентства «Автостат», в 2023-м количество приобретенных россия-нами подержанных легковушек выросло на 17%, или до 5,7 млн.

Фактически на каждый новый автомобиль наши граждане покупали пять старых. Правда, лидирующие позиции на этом рынке заняла Lada: 22%, или 1,25 млн машин тольяттинского производства. То есть этих автомобилей в стране не прибавилось, а просто уже имеющиеся сменили хозяев. Но на втором месте с долей 11,78% закрепились иномарки Toyota. KIA заняли третью позицию, за ними Hyundai и Nissan. То есть всего за год в стране прибавилось более 1,6 млн подержанных легковушек — больше, чем новых. «Если в 2013-м автомобили с пробегом покупали 44% россиян, то по итогам 2023-го их доля выросла до 73%», — отмечает Подщеколдин.

Следует добавить, что если средняя цена этого товара на авторынке в минувшем году была зафиксирована в пределах 800-1200 тысяч рублей, то немалое их число было куплено «почти даром» — за 2-4 сотни тысяч. И остается лишь надеяться, что новыми хозяевами автохлама становятся мозговитые и рукастые умельцы Кулибины, способные поддержать свои копеечные приобретения в более-менее безопасном состоянии. Ведь в 90-е, когда Россию наводнил автометаллолом с Запада и Востока, количество аварий на дорогах с тяжелыми последствиями резко возросло. «На машины по цене 2-3 тысячи долларов я не рекомендовал даже оборачиваться, — вспоминал знакомый перегонщик. — Как правило, это был автотруп».

На этот раз западные авторынки для нашей страны закрылись, но у покупателей китайских машин появился другой способ сэкономить: приобрести машину не напрямую из Китая, а ввозить через Казахстан, Киргизию, Армению или Белоруссию, где собственные сборы — таможенные, НДС и утильсбор — в казну значительно ниже, а таможенная граница у наших стран общая. К примеру, в Киргизии даже сейчас можно растаможить автомобиль, уплатив 15% его таможенной стоимости вместо российских 30%, вообще нет НДС, акциза и ряда других платежей на электромобили, что позволяло сэкономить на каждой покупке бензиновой легковушки больше полумиллиона, а электрокара — до 2 млн рублей.

Результат: по данным китайской таможни, за 2023 год Поднебесная поставила в бывшие союзные республики 341,6 тысячи легковушек: в Белоруссию — 90,8 тысячи на 1,49 млрд долларов, еще 86,7 тысячи на 1,57 млрд долларов — в Казахстан, 72 тысячи автомобилей на 2,17 млрд долларов — в Киргизию. В Узбекистан, где таможенные пошлины на новые авто снизили более чем вдвое, Китай поставил 92,1 тысячи единиц на 1,68 млрд долларов. Какая-то часть из этого потока осталась собственностью местных граждан, но не более трети, а остальные пошли на продажу в Россию. Таким образом тамошние власти помогли своим гражданам обзавестись новыми автомобилями почти по китайской себестоимости и способствовали развитию местного бизнеса: белорусский авторынок за 2023 год вырос на треть, узбекский — на 46%, казахстанский — на 60%.

Но российский Минфин почесал в затылке и с 1 апреля этот серый импорт прикрывает. Причем в обход общих таможенных правил ЕАЭС, по которым автомобиль можно растаможить в любой из стран содружества. Хитрость такая: с апреля российские власти изменяют не таможенные правила ЕАЭС, а собственные правила начисления утилизационного сбора на ввозимые автомобили. На что имеет полное право. А по новым правилам к утильсбору будут добавляться все недополученные таможенные пошлины, НДС и акцизы, которые должны уплачиваться при прямом ввозе иностранного автомобиля на территорию РФ.

Конкретный размер «добавки» зависит от средней стоимости автомобиля, которую Минпромторг укажет в специальном перечне, обновляемом минимум раз в квартал. Как заявлено в постановлении правительства РФ, изменения позволят избежать ситуаций, когда граждане и компании, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, «получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России и уплачивающими установленные законом налоги и сборы в полном объеме». То есть в российском объеме.

В итоге у автоимпортеров нынче горячие деньки: нужно успеть до «Дня дурака» ввезти и оформить все закупленные для продажи в России автомобили, уже вывезенные в соседние государства ЕАЭС. После чего тамошние авторынки можно будет закрыть — без транзита в них отпадает нужда. А на российском авторынке надо ожидать подорожания легковых машин. Эксперты предвещают, что запасы ввезенных ранее по серому импорту авто достаточно быстро закончатся, и эта ситуация очень сильно скажется на ценах иномарок — со средней прибавкой в полмиллиона — миллион рублей. При этом обновление российского автопарка еще более затормозится. По итогам 2023 года средний возраст легковых автомобилей в России составил уже 11,6 года, а в 2018 году этот показатель фиксировался на уровне 9,5 года...

Вместо послесловия

После пандемии мой гомельский племянник наладил поставки подержанных Subaru Outback. Везли морем до Клайпеды, дальше перегоняли через Литву. На месте проводили полную компьютерную проверку, антикоррозийную обработку и предпродажную подготовку. Надежные внедорожники, трех-четырех лет, с минимальным пробегом, кожаным салоном и полным набором современных опций обходились даже дешевле новой Lada Vesta. Неудивительно, что выстраивались в очередь российские покупатели среднего достатка, которые привыкли к комфортной езде и не привыкли разбрасываться деньгами. Сам видел счастливых покупателей из разных краев России, которые впервые садились за руль шикарного автомобиля. Бизнес не смогли разрушить даже введенные с началом СВО санкции, после которых проезд через Литву стал стоить дороже, чем доставка паромом из-за океана. Первоапрельская новация на всем этом ставит жирный крест.

Экономика 00:01 / 14 Марта 2025 7832
Их не догонят

Почему цены на продукты растут быстрее зарплаты?

Александр Киденис
Труд
В Госдуме задумались о регулировании цен. Во времена СССР это было чревато дефицитом. Фото: Размик Закарян/Ura.ru, globallookpress.com

В Госдуме идет обсуждение проекта федерального закона, ограничивающего торговые наценки на социально значимые продукты питания. Такой порядок существовал в советские времена, что неизменно оборачивалось дефицитом. Как сложится...

Нас должно быть больше. Но как от слов перейти к делу исправления демографической ситуации?

Александр Киденис
Труд
За год в России почти четверть миллиона как корова языком слизала. Фото: Сергей Фомин/Russian Look, globallookpress.com

«Та страна богаче, где проживает больше людей», — писал английский классик политэкономии Давид Рикардо, один из отцов-основателей современной экономической науки. Однако наша Россия по этой формуле с каждым...

Экономика 00:01 / 07 Марта 2025 5128
Слив в оффшор

Почему тарифы ЖКХ растут быстрее, чем пенсии и зарплаты

Александр Киденис
Труд
Самая большая неприятность впереди: летом нас ожидает увеличение коммунальных тарифов на электроэнергию, воду и отопление. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

В новом году цены на социально значимые товары и услуги растут как на дрожжах. В январе подорожали общественный транспорт, вывоз мусора, взносы на капремонт многоквартирных домов и даже пошлина на расторжение...

По версии надзорного ведомства, два топ-менеджера газового холдинга обеспечивали выгодные контракты для подконтрольных им фирм

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Бывший топ-менеджер энергетического блока группы «Газпром» Алексей Митюшов и бывший глава департамента маркетинга «Газпрома», генеральный директор компании «Русхимальянс» Кирилл Селезнев вывели из активов...

Как пишет британский журнал The Economist, в ее условиях отсутствуют «более широкие гарантии безопасности»

Фото: Геннадий Минченко/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Занимающий пост президента Украины Владимир Зеленский не станет подписывать второе соглашение с США о разработке полезных ископаемых, если в нем не будут прописаны гарантии безопасности для Украины. Об этом сообщил британский журнал The Economist...

«У Банка России нет таких полномочий по законодательству, нет», - заявила глава Центробанка

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Банк России не станет замораживать вклады просто потому, что не обладает соответствующими полномочиями, в которых и не нуждается. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявила председатель Центробанка Эльвира Набиуллина. «У Банка России...

Лозунг «Спи скорей: твоя подушка нужна другому!» берут на вооружение хозяева ночлежек и граждане, сдающие жильцам квартиры

Ольга Лернер
Труд
Фото: David Oxberry/moodboard, globallookpress.com

«Спи скорей: твоя подушка нужна другому!» — такой плакат сатирик Михаил Зощенко подметил когда-то в доме отдыха рабочих в крымской Феодосии. Сегодня в России этот лозунг берут на вооружение хозяева...

Деньги не пахнут: дачные туалеты обложат налогом. А также бани и теплицы

Ирина Хмара
Труд
Налоговики решили напомнить о том, что постройки с фундаментом обложены налогом. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Паника среди дачников и сельчан: граждан, у которых на участках есть бани, теплицы и туалеты, теперь заставят платить за них налог. «Это что, шутка?!» — бурлят соцсети. Да не совсем....

Экономика 00:01 / 21 Февраля 2025 3743
Свистать всех назад

Российский авторынок ожидает возврата южнокорейских и японских автомобилей, а маркетплейсы и супермаркеты - модных товаров из Европы

Александр Киденис
Труд
Потери экономики России от ухода из страны зарубежных компаний за последние три года оцениваются в $100 миллиардов. Фото: Сергей Лантюхов/news.ru, globallookpress.com

В России восстанавливается потребительский спрос: по данным СберИндекса, в 2024 году объемы розничной торговли в стране выросли на 15%. Правда, наибольшим спросом пользовались товары для животных (на Wildberries...

Одно время показалось, что мы шагнули в новую эру. А по сути, погружались в кредиты и долги

Надежда Арабкина
Труд
В этой куче вышедших в тираж телефонов есть такие, которые и сейчас работали бы. Фото: Bernhard Kreutzer/imagebroker.com, globallookpress.com

— Ваш автомобиль пора выбросить, возьмите кредит и купите новый, у нас сегодня хорошие условия по обмену, — выдал мне бесплатный совет приемщик в сервис-центре. На вид ему было хорошо за 50,...

Государство наконец-то занялось мерами по обузданию бедствия, давно охватившего страну. Но увы: они недостаточны и явно запоздали

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Типичная жертва мошенника - пенсионер. Фото: Matthias Balk/dpa, globallookpress.com

В Госдуму внесен проект федерального закона «О создании государственных информационных систем по противодействию правонарушениям (преступлениям), совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий»....

Экономика 00:11 / 14 Марта 2025 3450
К вам едет ревизор

Сотни ревизоров инкогнито отправятся в этом году инспектировать российские отели и рестораны

Максим Башкеев
Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Перед ними поставлена задача: выявить слабые места в отечественной индустрии гостеприимства и помочь исправить ошибки. На что будут обращать внимание проверяющие и помогут ли они повысить уровень сервиса? «Отвратительный...

Россиянам сегодня почему-то не меняют доллары

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Проблема внезапного вывода из оборота денег в связи с заменой старых купюр или переходом на новые деньги всегда ущемляет рядовых граждан. Те регулярно страдают от финансовых маневров государств, валютных зон, Центробанков. Помнится,...

По сравнению с прошлым годом сумма в платежках может подпрыгнуть на 20-30%

Евгений Акатов
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

По прогнозам специалистов, россияне в 2025 году столкнутся с заметным подорожанием услуг ЖКХ. Сумма в платежках может подпрыгнуть на 20-30% по сравнению с прошлым годом. Неужели нельзя обуздать тарифные аппетиты? Дмитрий...

Роспатент создал уникальный прецедент

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Ramon Costa, globallookpress.com

Роспатент официально зарегистрировал товарный знак Ericsson за российским производителем кондиционеров ООО «Р-Климат» («Русклимат»). Создан уникальный прецедент, который остряки уже назвали «импортовозвращение». Вообще...

Российское правительство, как видно, не горит желанием подводить итоги их реализации

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Премьер-министр Михаил Мишустин бегло сообщил: «Все, что запланировано, выполняется». Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

В 2018 году, заступив на очередной срок своего президентства, Владимир Путин издал указ, который у нас принято называть майским, потому что он был подписан 7 мая. Документ обозначал национальные цели развития на шесть...