Главная Культура Афиша 00:11 06 Сентября 2024 3277
Рулевой русского экспрессионизма

В Доме-музее К.С. Станиславского открылась выставка, посвященная самому загадочному автору Художественного театра Леониду Андрееву

Дарья Ефремова
Не только творчество Леонида Андреева, но и его взаимоотношения с Художественным театром таят в себе огромную загадку. Фото предоставлено Музеем МХАТ

«Лучше совсем закрыть театр, чем ставить Сологуба и Андреева», — бросил в сердцах категоричный Константин Сергеевич в адрес бескомпромиссного Леонида Николаевича. Друг, протеже и антагонист Горького Андреев-драматург одно время гремел громче самого «буревестника революции». Художественный театр он боготворил, хотя тот едва ли платил ему взаимностью — это были деловые отношения, а не любовь, как с Чеховым. Об этом и многом другом — выставка, открывшаяся в Леонтьевском переулке.

Экспозиция озаглавлена фрагментом письма Леонида Андреева: «Если бы не было Художественного театра...». А в самом письме фраза заканчивается так: «Я бы и не подумал писать пьесы».

Основатель русского экспрессионизма, один из ярчайших представителей Серебряного века, странный, нервный, красивый Андреев-драматург «волновал, беспокоил, раздражал, злил и возмущал». По крайней мере так отозвался об андреевской «Екатерине Ивановне» Немирович-Данченко, поставивший пьесу наперекор труппе и ее звездам Качалову и Москвину.

Дебютом на подмостках МХТ, принесшим Андрееву известность, стала «Жизнь Человека», поставленная Станиславским в 1907-м. На фоне черного бархата появлялись наброски интерьера, в которых возникали гротескно-заостренные силуэты героев в гриме, подражавшем маскам. Как признавался позднее режиссер, в то время он интересовался в театре ирреальным и «искал средств, форм и приемов для его сценического воплощения».

К моменту постановки «Екатерины Ивановны» Немировичем, а дело было в 1912-м, «андреевское» в МХТ стало синонимом сомнительного, а то и безвкусного. Однако Владимиру Ивановичу не терпелось нарушить сытое спокойствие публики «колючей пьесой» Андреева, где автор изображал полубогемные нравы чиновников большого города. Спектакль почти провалился, но как это обычно бывает с театральными провалами, урожай рецензий вышел знатным. Критики посмеивались сквозь усы: полумрак столовой богатого дома, из боковой двери выходит студент, прислушивается, качает головой, уходит. Выстрел, женский визг, другой выстрел. Третий акт закончился почти без аплодисментов, четвертый — шиканьем.

Рецензенты ставили в вину Андрееву психологическое неправдоподобие и схематизм характеров. Говорили, что спектакль вытянули актеры: Германова —Катерина Ивановна брала контрастом состояний (то лучезарная мадонна, то бесстыдная распутница), игравший ее мужа Качалов наделил своего несимпатичного героя рыцарским благородством. Москвин укрупнил образ любовника — Коромыслова. Разумеется, символист Андреев и не стремился к правдоподобию, он разрабатывал модернистскую концепцию, о чем подробно писал в письме Чехову: в «новой драме» для него доминируют мысль, ощущение, а не действие, так что порой кажется, будто история происходит не наяву, а во сне. Характеры действующих лиц почти не прописаны, об их внутреннем мире публика узнает не столько по поступкам, сколько по окружающим предметам, обстановке, деталям быта...

Как рассказали авторы экспозиции в Леонтьевском переулке, Андреев был для Московского художественного театра источником пьес на актуальные темы. Но, будучи человеком невероятного таланта, странным образом оставался в тени других мхатовских авторов, в частности Чехова и Горького.

 — Чтобы показать многогранность таланта Леонида Андреева, мы объединились с Музеем писателя, который находится в Орле, — рассказала директор Музея МХАТ Софья Грачева. — Коллеги передали личные вещи Леонида Николаевича, и главное — его автохромы, т.е. снимки, сделанные в тогдашней пионерской технологии цветного фото. Эти работы Андреева — настоящая художественная фотография, их можно рассматривать часами. Также мы сотрудничаем с Музеем Леонида Андреева в Бутове, где он с семьей арендовал дачу. Этот мемориальный центр создали несколько лет назад невероятные энтузиасты, которые собирают все, что связано с именем писателя. Нам они передали картину Леонида Андреева. Так что на выставке, помимо истории отношений с театром, этот уникальный человек раскрывается и в такой до сих пор малоизвестной своей ипостаси, как художник и фотограф.

Для самого Андреева изобразительное искусство было своего рода отдушиной. Так, в числе представленных в Доме-музее Станиславского экспонатов — портрет Льва Толстого, скопированный с почтовой открытки. Знал бы Лев Николаевич, бросивший свое знаменитое «он пугает, а мне не страшно», об этом негромком знаке почитания со стороны несправедливо раскритикованного коллеги. Видим мы и андреевские портреты жены и музы Шурочки Велигорской, автопортреты в форме моряка — длинные волосы, задумчивый взгляд эстета и романтика. Да-да, ко всему прочему Андреев был заправским морским волком. Друзья вспоминают, что у драматурга (одна из пьес которого, между прочим, называется «Океан») был свой флот — несколько лодок, катера, яхта... Говорили, что если Леонид Николаевич уединялся в кабинете с журналом «Рулевой», о живописи и литературе он забывал. Не говоря уж про обожаемый, но недооценивший его МХТ.

Афиша 00:02 / 02 Августа 2024 4098
Тополиный пук

Перед выходом картины в прокат продюсеры устроили пышную премьеру

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из к/ф «Тополиный пух». Фото: kinopoisk.ru

На экраны выходит комедия «Тополиный пух», ранее побывавшая в ранге фильма-открытия фестиваля «Горький fest» в Нижнем Новгороде. Зрители, говорят, проводили фильм аплодисментами, критики по большей части недоумевали и морщили носы. Перед выходом...

В Пространстве «Внутри» классический сюжет приблизили к сегодняшним тревогам

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Маша и Вершинин: разлука неминуема (Мария Смольникова и Максим Виторган). Фото Иры Полярной предоставлено Пространством «Внутри»

Под занавес прошлого сезона Пространство «Внутри» выдало хит — спектакль «Три сестры» ученика Дмитрия Крымова Андрея Маника. Понятно, что после летнего перерыва свежая работа — вновь в афише,...

В Русском музее открылась новаторская выставка

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Что общего у шедевра Айвазовского и гигантского смартфона в форме Башни Татлина? Фото предоставлено Русским музеем

Эта выставка может на первый взгляд показаться «неправильной». Всё смешалось в ней: древность с современностью, классика с абстракцией, иконопись со стрит- и сайнс-артом... Странный мир! При этом полный...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?