Главная Культура Афиша 00:03 06 Сентября 2024 6297
Три сестры и пожар не по-чеховски

В Пространстве «Внутри» классический сюжет приблизили к сегодняшним тревогам

Анна Чепурнова, театральный критик
Маша и Вершинин: разлука неминуема (Мария Смольникова и Максим Виторган). Фото Иры Полярной предоставлено Пространством «Внутри»

Под занавес прошлого сезона Пространство «Внутри» выдало хит — спектакль «Три сестры» ученика Дмитрия Крымова Андрея Маника. Понятно, что после летнего перерыва свежая работа — вновь в афише, только вот билетов на сентябрь уже не купить — разлетелись с невероятной скоростью. Отчасти это объясняет потрясающий состав исполнителей: Максим Виторган в роли Вершинина, Мария Смольникова — Маша, Светлана Иванова в очередь с Ольгой Лерман — Ирина. Увидеть такой ансамбль на сцене — уникальный шанс: эти успешные актеры постоянно заняты в различных кинопроектах, а кто служит в театрах — так тоже в разных. Но дело не только в этом: сама чеховская вещь на глазах обретает новую актуальность.

«Три сестры» на отечественной сцене появляются очень часто, но вот спектаклей, в которых все действие происходит в подвале дома Прозоровых, кажется, еще не было. Это место, где хранятся старые вещи — одежда, коробка с надписью «Марусины подарки», мебель. Сестры иногда сбегают сюда от окружающих, чтобы отвлечься от проблем и пообщаться с теми, кто им близок (интересно, что в полуподвальное Пространство «Внутри» многие зрители приходят за тем же самым).

Вот и в начале спектакля героини собрались в этом по-своему уютном помещении, но никакой благости начала чеховской пьесы здесь нет — женщины ссорятся, так как каждая из них по-своему несчастна: Маша с мужем, Ольга (Инна Сухорецкая) — из-за отсутствия мужа, Ирина — потому что душа жаждет любви, но ей не нравится ни один из обожателей. И, в общем, понятно почему: Соленый и Тузенбах, щеголяющий в шортах, напоминающих короткие штанишки, неуклюже объясняются ей в любви одними и теми же словами и вообще похожи на не выросших мальчиков. То же самое можно сказать и об Андрее Прозорове. Зато его будущая жена Наташа с самого начала лишена и провинциального смущения, и описанного Чеховым безвкусного розового платья с зеленым поясом: это хорошо одетая, и, в отличие от всех других персонажей, очень целеустремленная молодая особа. Ближе к концу пьесы она ничтоже сумняшеся выселит Ирину в подвал, чтобы освободить ее комнату для своего сына.

О другом ребенке, Софочке, здесь даже не упоминается, и вообще нет доброй половины второстепенных действующих лиц: ни няни, ни Чебутыкина, ни Федотика. Да и сам спектакль идет рекордные для «Трех сестер» полтора часа. Но ощущения спешки нет, и за это время на сцене удается рассказать многое.

Чтобы не сойти с ума от жизни под девизом «не действовать, а терпеть», герои находят время для веселья. Например, открывают коробку с вишневой настойкой: «У нас когда-то был вишневый сад» — простодушно объясняет Маша. В одиночку прикладываясь к бутылке, она прячется в шкафу, который Вершинин, как бы довершая привет другой знаменитой чеховской пьесе, называет «многоуважаемым». А еще в спектакле, в отличие от оригинала, обитатели дома все-таки не отказывают себе в удовольствии провести время с ряжеными (в качестве которых выступает музыкальный ансамбль), прячась с ними от Наташи в том же подвале. Андрей, радуясь, что можно наконец быть собой, исполняет западный хит в блестящем пиджаке. По тому, что именно эту вещь первой отдаст погорельцам Наташа, можно многое понять об отношениях супругов. Но самой яркой и забавной оказывается песня Кулыгина (харизматичный Сергей Мелконян) из репертуара «Иванушек International». Когда он, многозначительно глядя на Машу, выводит: «Зачем, зачем, подарил тебе колечко?!», — удержаться от смеха невозможно.

Впрочем, веселье сменяется ощущением трагедии. Потому что пожар, в чеховской пьесе обошедший дом трех сестер, здесь перекидывается на него. А до того отсюда спешно уходят мужчины-военные, и похоже, не просто в другой город, а прямо в горячую точку, которая где-то рядом. И, кажется, именно туда, а не на дуэль, вызывает Соленый Тузенбаха, произносящего чеховские слова «Ну какой из меня военный», в наше время прирастающие новыми смыслами.

От бед внешнего мира, которые все ближе, сестры прячутся в подвале, но в конце спектакля туда приходит человек в защитной одежде — эвакуировать их. И тут, как бы подводя итог, Ольга читает в своей школьной методичке фрагмент о пожарах в русской литературе: «Пожар является той точкой, после которой вряд ли возможна прежняя жизнь». Что делать дальше, сестрам предстоит решить — впрочем, только ли им одним?! Кажется, нечто подобное уже происходит вокруг нас: картина мира меняется с ужасающей быстротой. Но хорошо то, что в финале Маша, Ирина и Ольга перед лицом опасности забывают про раздражение и мелкие обиды, становясь добрее и внимательнее друг к другу. Именно это внушает надежду на то, что роковые перемены им удастся пережить.

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Пушкинский музей первым показал редчайшую античную фреску

Елена Широян
Труд

Бесценный экспонат Воронежского музея отреставрировали в Москве. С камерной выставки «Возвращение воина» в ГМИИ имени Пушкина начинается новая жизнь италийской фрески IV века до н. э. — редкой...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 3013
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...