Главная Культура Афиша 00:03 06 Сентября 2024 3723
Три сестры и пожар не по-чеховски

В Пространстве «Внутри» классический сюжет приблизили к сегодняшним тревогам

Анна Чепурнова, театральный критик
Маша и Вершинин: разлука неминуема (Мария Смольникова и Максим Виторган). Фото Иры Полярной предоставлено Пространством «Внутри»

Под занавес прошлого сезона Пространство «Внутри» выдало хит — спектакль «Три сестры» ученика Дмитрия Крымова Андрея Маника. Понятно, что после летнего перерыва свежая работа — вновь в афише, только вот билетов на сентябрь уже не купить — разлетелись с невероятной скоростью. Отчасти это объясняет потрясающий состав исполнителей: Максим Виторган в роли Вершинина, Мария Смольникова — Маша, Светлана Иванова в очередь с Ольгой Лерман — Ирина. Увидеть такой ансамбль на сцене — уникальный шанс: эти успешные актеры постоянно заняты в различных кинопроектах, а кто служит в театрах — так тоже в разных. Но дело не только в этом: сама чеховская вещь на глазах обретает новую актуальность.

«Три сестры» на отечественной сцене появляются очень часто, но вот спектаклей, в которых все действие происходит в подвале дома Прозоровых, кажется, еще не было. Это место, где хранятся старые вещи — одежда, коробка с надписью «Марусины подарки», мебель. Сестры иногда сбегают сюда от окружающих, чтобы отвлечься от проблем и пообщаться с теми, кто им близок (интересно, что в полуподвальное Пространство «Внутри» многие зрители приходят за тем же самым).

Вот и в начале спектакля героини собрались в этом по-своему уютном помещении, но никакой благости начала чеховской пьесы здесь нет — женщины ссорятся, так как каждая из них по-своему несчастна: Маша с мужем, Ольга (Инна Сухорецкая) — из-за отсутствия мужа, Ирина — потому что душа жаждет любви, но ей не нравится ни один из обожателей. И, в общем, понятно почему: Соленый и Тузенбах, щеголяющий в шортах, напоминающих короткие штанишки, неуклюже объясняются ей в любви одними и теми же словами и вообще похожи на не выросших мальчиков. То же самое можно сказать и об Андрее Прозорове. Зато его будущая жена Наташа с самого начала лишена и провинциального смущения, и описанного Чеховым безвкусного розового платья с зеленым поясом: это хорошо одетая, и, в отличие от всех других персонажей, очень целеустремленная молодая особа. Ближе к концу пьесы она ничтоже сумняшеся выселит Ирину в подвал, чтобы освободить ее комнату для своего сына.

О другом ребенке, Софочке, здесь даже не упоминается, и вообще нет доброй половины второстепенных действующих лиц: ни няни, ни Чебутыкина, ни Федотика. Да и сам спектакль идет рекордные для «Трех сестер» полтора часа. Но ощущения спешки нет, и за это время на сцене удается рассказать многое.

Чтобы не сойти с ума от жизни под девизом «не действовать, а терпеть», герои находят время для веселья. Например, открывают коробку с вишневой настойкой: «У нас когда-то был вишневый сад» — простодушно объясняет Маша. В одиночку прикладываясь к бутылке, она прячется в шкафу, который Вершинин, как бы довершая привет другой знаменитой чеховской пьесе, называет «многоуважаемым». А еще в спектакле, в отличие от оригинала, обитатели дома все-таки не отказывают себе в удовольствии провести время с ряжеными (в качестве которых выступает музыкальный ансамбль), прячась с ними от Наташи в том же подвале. Андрей, радуясь, что можно наконец быть собой, исполняет западный хит в блестящем пиджаке. По тому, что именно эту вещь первой отдаст погорельцам Наташа, можно многое понять об отношениях супругов. Но самой яркой и забавной оказывается песня Кулыгина (харизматичный Сергей Мелконян) из репертуара «Иванушек International». Когда он, многозначительно глядя на Машу, выводит: «Зачем, зачем, подарил тебе колечко?!», — удержаться от смеха невозможно.

Впрочем, веселье сменяется ощущением трагедии. Потому что пожар, в чеховской пьесе обошедший дом трех сестер, здесь перекидывается на него. А до того отсюда спешно уходят мужчины-военные, и похоже, не просто в другой город, а прямо в горячую точку, которая где-то рядом. И, кажется, именно туда, а не на дуэль, вызывает Соленый Тузенбаха, произносящего чеховские слова «Ну какой из меня военный», в наше время прирастающие новыми смыслами.

От бед внешнего мира, которые все ближе, сестры прячутся в подвале, но в конце спектакля туда приходит человек в защитной одежде — эвакуировать их. И тут, как бы подводя итог, Ольга читает в своей школьной методичке фрагмент о пожарах в русской литературе: «Пожар является той точкой, после которой вряд ли возможна прежняя жизнь». Что делать дальше, сестрам предстоит решить — впрочем, только ли им одним?! Кажется, нечто подобное уже происходит вокруг нас: картина мира меняется с ужасающей быстротой. Но хорошо то, что в финале Маша, Ирина и Ольга перед лицом опасности забывают про раздражение и мелкие обиды, становясь добрее и внимательнее друг к другу. Именно это внушает надежду на то, что роковые перемены им удастся пережить.

Афиша 00:02 / 02 Августа 2024 4098
Тополиный пук

Перед выходом картины в прокат продюсеры устроили пышную премьеру

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из к/ф «Тополиный пух». Фото: kinopoisk.ru

На экраны выходит комедия «Тополиный пух», ранее побывавшая в ранге фильма-открытия фестиваля «Горький fest» в Нижнем Новгороде. Зрители, говорят, проводили фильм аплодисментами, критики по большей части недоумевали и морщили носы. Перед выходом...

В Русском музее открылась новаторская выставка

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Что общего у шедевра Айвазовского и гигантского смартфона в форме Башни Татлина? Фото предоставлено Русским музеем

Эта выставка может на первый взгляд показаться «неправильной». Всё смешалось в ней: древность с современностью, классика с абстракцией, иконопись со стрит- и сайнс-артом... Странный мир! При этом полный...

В Доме-музее К.С. Станиславского открылась выставка, посвященная самому загадочному автору Художественного театра Леониду Андрееву

Дарья Ефремова
Труд
Не только творчество Леонида Андреева, но и его взаимоотношения с Художественным театром таят в себе огромную загадку. Фото предоставлено Музеем МХАТ

«Лучше совсем закрыть театр, чем ставить Сологуба и Андреева», — бросил в сердцах категоричный Константин Сергеевич в адрес бескомпромиссного Леонида Николаевича. Друг, протеже и антагонист Горького...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?