Три сестры и пожар не по-чеховски

В Пространстве «Внутри» классический сюжет приблизили к сегодняшним тревогам

Под занавес прошлого сезона Пространство «Внутри» выдало хит — спектакль «Три сестры» ученика Дмитрия Крымова Андрея Маника. Понятно, что после летнего перерыва свежая работа — вновь в афише, только вот билетов на сентябрь уже не купить — разлетелись с невероятной скоростью. Отчасти это объясняет потрясающий состав исполнителей: Максим Виторган в роли Вершинина, Мария Смольникова — Маша, Светлана Иванова в очередь с Ольгой Лерман — Ирина. Увидеть такой ансамбль на сцене — уникальный шанс: эти успешные актеры постоянно заняты в различных кинопроектах, а кто служит в театрах — так тоже в разных. Но дело не только в этом: сама чеховская вещь на глазах обретает новую актуальность.

«Три сестры» на отечественной сцене появляются очень часто, но вот спектаклей, в которых все действие происходит в подвале дома Прозоровых, кажется, еще не было. Это место, где хранятся старые вещи — одежда, коробка с надписью «Марусины подарки», мебель. Сестры иногда сбегают сюда от окружающих, чтобы отвлечься от проблем и пообщаться с теми, кто им близок (интересно, что в полуподвальное Пространство «Внутри» многие зрители приходят за тем же самым).

Вот и в начале спектакля героини собрались в этом по-своему уютном помещении, но никакой благости начала чеховской пьесы здесь нет — женщины ссорятся, так как каждая из них по-своему несчастна: Маша с мужем, Ольга (Инна Сухорецкая) — из-за отсутствия мужа, Ирина — потому что душа жаждет любви, но ей не нравится ни один из обожателей. И, в общем, понятно почему: Соленый и Тузенбах, щеголяющий в шортах, напоминающих короткие штанишки, неуклюже объясняются ей в любви одними и теми же словами и вообще похожи на не выросших мальчиков. То же самое можно сказать и об Андрее Прозорове. Зато его будущая жена Наташа с самого начала лишена и провинциального смущения, и описанного Чеховым безвкусного розового платья с зеленым поясом: это хорошо одетая, и, в отличие от всех других персонажей, очень целеустремленная молодая особа. Ближе к концу пьесы она ничтоже сумняшеся выселит Ирину в подвал, чтобы освободить ее комнату для своего сына.

О другом ребенке, Софочке, здесь даже не упоминается, и вообще нет доброй половины второстепенных действующих лиц: ни няни, ни Чебутыкина, ни Федотика. Да и сам спектакль идет рекордные для «Трех сестер» полтора часа. Но ощущения спешки нет, и за это время на сцене удается рассказать многое.

Чтобы не сойти с ума от жизни под девизом «не действовать, а терпеть», герои находят время для веселья. Например, открывают коробку с вишневой настойкой: «У нас когда-то был вишневый сад» — простодушно объясняет Маша. В одиночку прикладываясь к бутылке, она прячется в шкафу, который Вершинин, как бы довершая привет другой знаменитой чеховской пьесе, называет «многоуважаемым». А еще в спектакле, в отличие от оригинала, обитатели дома все-таки не отказывают себе в удовольствии провести время с ряжеными (в качестве которых выступает музыкальный ансамбль), прячась с ними от Наташи в том же подвале. Андрей, радуясь, что можно наконец быть собой, исполняет западный хит в блестящем пиджаке. По тому, что именно эту вещь первой отдаст погорельцам Наташа, можно многое понять об отношениях супругов. Но самой яркой и забавной оказывается песня Кулыгина (харизматичный Сергей Мелконян) из репертуара «Иванушек International». Когда он, многозначительно глядя на Машу, выводит: «Зачем, зачем, подарил тебе колечко?!», — удержаться от смеха невозможно.

Впрочем, веселье сменяется ощущением трагедии. Потому что пожар, в чеховской пьесе обошедший дом трех сестер, здесь перекидывается на него. А до того отсюда спешно уходят мужчины-военные, и похоже, не просто в другой город, а прямо в горячую точку, которая где-то рядом. И, кажется, именно туда, а не на дуэль, вызывает Соленый Тузенбаха, произносящего чеховские слова «Ну какой из меня военный», в наше время прирастающие новыми смыслами.

От бед внешнего мира, которые все ближе, сестры прячутся в подвале, но в конце спектакля туда приходит человек в защитной одежде — эвакуировать их. И тут, как бы подводя итог, Ольга читает в своей школьной методичке фрагмент о пожарах в русской литературе: «Пожар является той точкой, после которой вряд ли возможна прежняя жизнь». Что делать дальше, сестрам предстоит решить — впрочем, только ли им одним?! Кажется, нечто подобное уже происходит вокруг нас: картина мира меняется с ужасающей быстротой. Но хорошо то, что в финале Маша, Ирина и Ольга перед лицом опасности забывают про раздражение и мелкие обиды, становясь добрее и внимательнее друг к другу. Именно это внушает надежду на то, что роковые перемены им удастся пережить.