238-й сезон Мариинского театра близится к завершению. По традиции квинтэссенцией его является крупнейший в стране музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей». За три месяца — свыше сотни событий, многие из которых с участием звезд мировой величины. Кажется, театр под руководством Валерия Гергиева решил побить все рекорды. Правда, как показали спектакли, часто за счет качества.
Нынешняя летняя афиша предполагала сразу пять (!) премьер. За дирижерским пультом заявлялся неизменно маэстро Гергиев. Однако если говорить, допустим, об «Орлеанской деве» Чайковского или «Тангейзере» Вагнера, то оркестр, управляемый его легендарным лидером, стал для них мощным, но увы, единственным оправданием. Ибо откровенно не сработала режиссура Алексея Степанюка, действовавшего в тандеме с художником Вячеславом Окуневым («Орлеанская дева»), и совсем не получился «Тангейзер» у Вячеслава Стародубцева со сценографом Петром Окуневым. Да и большинство ключевых вокальных работ оставляло впечатление черновиков.
«Звезды белых ночей» — самый масштабный проект отечественной музыкальной культуры. И, конечно, состоит не только из премьер, но и «регулярных» спектаклей, в которых выступили Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Рене Папе, Ильдар Абдразаков, Нажмиддин Мавлянов, Диана Вишнева, Мария Александрова, Виктория Терешкина, Екатерина Кондаурова, Кимин Ким, Владимир Шкляров, Ксандер Париш: В фестивальных концертах Пласидо Доминго представил родную сарсуэлу (испанскую оперетту), с сольными программами выступили меццо-сопрано Ольга Бородина (в дуэте с пианистом Василием Поповым) и Екатерина Семенчук (с Семеном Скигиным). А вот Рудольф Бухбиндер свою гастроль со всеми сонатами Бетховена уже второй раз перенес на год, сославшись на ковидные ограничения. Впрочем, это был едва ли не единственный случай, когда афишу «подправила» именно пандемия — фестиваль и без нее всегда славился своей непредсказуемостью.
Оркестр под управление Валерия Гергиева был единственной сильной стороной постановки «Тангейзера». Фото Наташи Разиной, Мариинский театр
И то, что вечер на музыку Стравинского («Байка», «Мавра», «Поцелуй феи»), который ставил лауреат «Золотой маски» 2021 года хореограф Максим Петров, состоялся в запланированном формате, стало скорее исключением из правил — другие премьеры претерпели значительные изменения. Не повезло сразу двум французским партитурам. Оперу «Лакме» Лео Делиба в качестве режиссера должна была ставить французский сценограф Изабель Парсьо-Пьери. Но костюмы, которые, понятно, для художницы крайне важны, пошить не успели: далеко не весь коллектив Мариинки может работать в том темпе, что задает его неистовый художественный руководитель. В результате мадам уехала без премьеры, да и Гергиев дирижировать представленной «полусценической» версией не стал.
Еще большая неприятность произошла со «Сказками Гофмана» Оффенбаха — финальной премьерой сезона. Постановку откровенно завалил дебютант в оперном жанре американский кинорежиссер Дэниэл Кругликов, превратив одну из самых глубоких и нежных музыкальных драм в грубое, похотливое зрелище, к тому же полное заимствований из уже кем-то поставленных спектаклей. Оставив за скобками недоумение, как такие «столпы» режиссуры попадают в зону внимания Мариинского театра, заметим только, что очень жаль певцов, которым приходится играть эту ерунду. Кстати, Валерий Гергиев, значившийся музыкальным руководителем премьеры, предпочел, чтобы за пультом его заменил американец Кристиан Кнапп, давно служащий в театре рядовым дирижером.
Странно, но в последние сезоны режиссура в Мариинском театре, кажется, стала чем-то необязательным. Остается с грустью вспоминать, что еще относительно недавно в театре ставили спектакли такие подлинные мастера режиссуры, как Дэвид Паунтни, Роберт Карсен или Дмитрий Черняков — те, кто способен и говорить на одном художественном языке с Валерием Гергиевым, и создавать новую, актуальную реальность оперного театра, которая так востребована сегодняшней публикой.