"Члены экипажа живы и здоровы, находятся на борту "Фаины". Ни один из них не пострадал", - сообщил Виктор Ющенко. Правда, забыв упомянуть о смерти капитана, россиянина Владимира Колобкова, у которого сердце остановилось в первые дни захвата.
Судно под охраной американского эсминца Howard готовится к переходу в кенийский порт Момбаса. Там морякам окажут медицинскую помощь. "Ведомствами Украины принимаются необходимые меры по их отправке на родину. Профессионализм спецслужб заслуживает уважения", - заявил Ющенко.
Моя хата с краю
Действия спецслужб по достоинству, кажется, только президент и оценил. "По профессионализму спецслужб видно, какие они специалисты и как выполняют свои обязанности, - заявила "Труду" мать одного из матросов Ольга Гиржева. - Нам помогли простые люди, не все здесь живут по принципу "моя хата с краю".
Действительно, все это время представители украинского МИДа не могли добиться никаких конкретных результатов. Изначально проблемой освобождения "Фаины" занялась уполномоченный по правам человека Нина Карпачева. Она вышла на вождей сомалийских племен в надежде заручиться их поддержкой. Но в МИДе посчитали, что Карпачева "все испортила и не оправдала оказанного доверия". От переговоров ее отстранили.
Замена нашлась быстро. Американка Мишель Линн Балларин, возглавляющая частную компанию Select Armor, обещала помочь. Она уверяла, что "имеет огромное влияние на пиратов". На самом же деле ничего, кроме щедрых комиссионных, ее не интересовало.
Кто владеет "Фаиной"
Чуть позже в этой истории появилось еще одно действующее лицо - представитель судовладельца капитан Павел Драгаев. Сам хозяин судна Вадим Альперин предпочитал оставаться в тени. Почему - очевидно. Его биография вызывает массу вопросов. Бывший депутат Одесского горсовета от Партии регионов, он владеет рядом компаний, в том числе панамской фирмой "Ватерлюкс", за которой числится "Фаина". Занимается различными операциями в сфере недвижимости, посредничества и перевозок, организатор серых налоговых схем, фигурант по делу о контрабанде в одесском порту.
Так что до самого последнего времени он в переговорах с пиратами не участвовал - именно поэтому история с "Фаиной" тянулась гораздо дольше других аналогичных захватов в Аденском заливе.
Верховная рада после возвращения моряков на родину, скорее всего, вернется к вопросу, кому предназначался груз на "Фаине" - танки Т-72, боеприпасы и гранатометы. Пираты, ссылаясь на найденные на борту документы, заявляли, что конечный пункт назначения - Судан. Поставки туда оружия запрещены ООН.
Цифры
3,2 млн. долларов заплатили владельцы "Фаины" пиратам
3 млн. долларов выплатили владельцы саудовского танкера Sirius Star
2 млн. долларов получили пираты за малайзийский танкер Bunga Melati Dua
2 млн. долларов стоила свобода японского судна Stella Maris