Главная Культура Афиша 00:10 05 Июля 2024 4087
Кант и Толстой: разговор о самом важном

А что может быть важнее звездного неба над нами и нравственного закона внутри нас

Дарья Ефремова
Изображения предоставлены Государственным музеем Л.Н.Толстого

В Институте философии РАН открылась выставка «Иммануил Кант и Лев Толстой: философские диалоги». Приуроченная к 300-летию со дня рождения немецкого мыслителя, она рассказывает об осмыслении его наследия русским классиком.

Иисус Христос, Будда, Лао-цзы, Кант... Примерно такой ряд выстраивал Толстой, перечисляя в своей поздней публицистике имена учителей истинной духовности. Автор «Войны и мира» увлекся идеями кенигсбергского мыслителя в зрелые годы, признаваясь, что далеко не сразу его понял, а кое-что постигал через философа «мирового пессимизма» Артура Шопенгауэра, открывшего европейцам догматы индийского мировидения и бывшего тогда в большой моде.

Впервые Лев Николаевич прочитал «Критику чистого разума» в 1869 году во французском переводе, экземпляр с его пометками хранится в библиотеке яснополянской усадьбы. Тогда Кант особого впечатления на Толстого не произвел, более того, чтение сопровождалось грандиозными трудностями. «Кант очень тяжелый, от него болит голова», — жаловался писатель, и он был не одинок среди современников: на слог изобретателя категорического императива жаловались публицист Николай Станкевич и митрополит Филарет.

Истинное обращение произошло в конце 1880-х, когда Толстому довелось ознакомиться с другим, менее растиражированным сочинением философа — «Критикой практического разума», где за метафизикой, космогонией, телеологией писателю удалось вычленить главную с его точки зрения мысль, которая и «произвела» кабинетного ученого в духовные наставники. «Основу всего составляет нравственный закон. Свобода нужна ради него. А раз есть нравственный закон, значит есть и его создатель, значит есть Бог...», — записал со слов Льва Николаевича яснополянский врач и друг семьи Душан Маковицкий.

В последние два десятилетия жизни Лев Николаевич видел своей миссией популяризацию идей «нечитабельного» Канта в России. Но как? В новых переводах Толстой не видел никакого смысла, поскольку ненавидел философские системы — эти нагромождения терминов и не всегда убедительных аргументов. Истинная ценность Канта заключалась в его отдельных изречениях. В 1906 году вышел сборник афоризмов Канта под редакцией Толстого, а «избранные мысли» стали кочевать из романа в роман.

«Человек может хитрить сколько ему угодно, — читаем у Канта, — чтобы свое нарушающее закон поведение, о котором он всегда вспоминает, представить как неумышленную оплошность, просто как неосторожность, которой никогда нельзя избежать полностью. И все же он видит, что адвокат не может заставить замолчать в нем обвинителя, если он осознает, что при совершении несправедливости, был в здравом уме, то есть мог пользоваться своей свободой».

«В глубине, в самой глубине души он знал, что поступил так скверно, подло, жестоко, что ему, с сознанием этого поступка, нельзя не только самому осуждать кого-нибудь, но и смотреть в глаза людям, не говоря уж о том, чтобы считать себя благородным, великодушным молодым человеком, каким он считал себя... А ему нужно было считать себя таким для того, чтобы продолжать бодро и весело жить. А для этого было одно средство: не думать об этом. Так он и сделал. Но вот теперь эта удивительная случайность напомнила ему все и требовала от него признания своей бессердечности, жестокости, подлости, давших ему спокойно жить эти десять лет с таким грехом на совести», — это уже Толстой в своем последнем романе «Воскресенье» так описывает духовное пробуждение князя Дмитрия Нехлюдова, увидевшего на скамье подсудимых промышляющую проституцией мещанку Катюшу Маслову и узнавшего в ней брошенную им возлюбленную.

Идеи Канта повлияли и на политические взгляды Льва Николаевича, пришедшего в конце жизни к идее о непротивлении злу насилием. Некоторые высказывания кенигсбергского философа сейчас кажутся пророческими. Вот что, например, Кант писал в 1795 году:

«Государство, имеющее возможность не подчиняться никаким внешним законам, не будет ставить в зависимость от суда других государств тот способ, каким оно домогается своих прав в отношении их, и даже целая часть света, если она чувствует свое превосходство над другой, ни в чем ей, впрочем, не препятствующей, не замедлит ограбить или даже поработить последнюю для усиления своего могущества. На таком пути все теории, относящиеся к международному и всемирно-гражданскому праву, превращаются в бессодержательные и неисполнимые идеалы»

Ни разу за почти 80 лет не покидая родного города, Кант разглядел основы мироздания, и их принял Толстой. Изображения предоставлены Государственным музеем Л.Н.Толстого

Решение находит граф Толстой в сочинении «Царство божие внутри нас»: «Но если все согласятся, то и войны не будет, и незачем судилища, и верховный суд, и арбитрация».

Авторы выставки делают акцент и на других точках соприкосновения Канта и Толстого — это вопросы, касающиеся нравственных представлений, общественно-политических взглядов, идеи «вечного мира», понимания разумного начала и религии. Каждому их них посвящен тематический раздел экспозиции.

Раздел «Звездное небо и нравственный закон» расскажет посетителям о нравственных поисках мыслителей, близости представлений Канта о нравственном долге и толстовских мыслей о законе любви и добра.

«Две вещи наполняют душу новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне», — пишет Кант.

А вот Толстой, из «Анны Карениной»: «/.../ точно так же как праздны и шатки были бы заключения астрономов, не основанные на наблюдениях видимого неба, так праздны и шатки были бы и мои заключения, не основанные на том понимании добра, которое для всех всегда было и будет одинаково, и которое открыто мне христианством и всегда в душе моей может быть проверено».

Наконец, блок «Разум и вера» посвящен религиозным представлениям. Немецкий философ, как и Толстой, подчеркивал важность нравственной основы религии, неразрывную связь веры и доброго образа жизни. Кантовский трактат «Религия в пределах только разума» и толстовское сочинение «В чем моя вера?» отражают близкие по духу представления о сакральной основе, объединяющей людей.

Ко Дню метростроителя открылась выставка картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы

Ольга Щербакова
Труд
Картины Ариадны Лозинской. Фото из открытых источников

Художественная выставка «Под крылом Метростроя» открылась ко Дню метростроителя, который отмечается 2 октября. К ней были отреставрированы полсотни картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы. Чудо,...

Полемические заметки об одном спорном фильме – и не только о нем

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В российском прокате — громкая новинка: англо-американский боди-хоррор «Субстанция» в постановке француженки Корали Фаржа. Фильм был удостоен приза за лучший сценарий на Каннском кинофестивале. Его...

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

В Москве показали сокровища Свода памятников архитектуры и монументального искусства России

Елена Широян, искусствовед
Труд

Если вы хотите быстро, без штудирования истории, понять, что такое Россия, вам сюда, в Аптекарский приказ. Музей архитектуры открыл в своем старейшем корпусе выставку с названием, загадочным для постороннего: «Собирая...

На экран вышел восьмисерийный фильм «Комбинация»

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снова на экране рубеж 1980-1990-х. На сей раз — в восьмисерийном фильме «Комбинация», показ которого продолжает онлайн-кинотеатр Wink. И опять среди отзывов множество таких, где оцениваются не столько...

Вновь открытая РАМТом пьеса начала ХХ века звучит очень современно

Анна Чепурнова
Труд
Любви все возрасты покорны (Анна Тараторкина и Евгений Редько). Фото Сергея Петрова предоставлено РАМТом

Публика знает: Российский академический молодежный театр — это место, где воздух напитан интеллигентностью и свободой, а спектакли худрука Алексея Владимировича Бородина категорически не рекомендуется пропускать. В прошлом...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 3928
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...

Афиша 19:01 / 05 Октября 2024 3474
Живее всех живых!

Сергей Снежкин приступил к съемкам биографического проекта о Жириновском

Труд
Фото: © Anatoly Lomokhov, Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Жириновского то и дело вспоминают в политических ток-шоу. Он-де предсказал и ту войну, и эту, и тот катаклизм, и другой. Хорошо, конечно, что появился пророк в своем отечестве. Раньше все время ссылались...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?