
Вы заметили, что с некоторых пор прекрасную половину человечества никто не называет слабым полом? Во-первых, рискованно — легко нарваться на обвинения в харассменте со всеми вытекающими. А во-вторых, просто язык не поворачивается: женщины нынче на равных конкурируют с мужчинами за место под солнцем, отвоевывая у тех руководящие должности, большие зарплаты и бонусы. Но за что боролись — на то и напоролись...
Да, женщины нынче не только хранительницы очага, но и кормилицы, и добытчики. Вот и маркетологи вовсю эксплуатируют образ сильной, независимой и успешной женщины. В итоге предназначенные дамам товары стали стоить заметно дороже мужских.
Вообще-то термин «налог на розовое» появился еще в 90-х. Но тогда он воспринимался как откровение, временное явление, а сегодня это уже норма. Одно из последних исследований, посвященных проблеме, проводил департамент защиты прав потребителей и работников города Нью-Йорка. Тщательно выверенный вывод: женские товары в среднем стоят на 7% дороже аналогичных мужских. А если вдаваться в детали, то разница становится убийственной для дамского кошелька. Так, женские шампуни стоят на 48% дороже мужских. Рубашки — на 15%. Товары для личной гигиены — на 13%. И даже джинсы, которые порой трудно различить, женщинам обходятся на 10% дороже, чем мужчинам.
А еще выяснилось, что банки выдают представителям прекрасной половины человечества ипотеку под больший процент, хотя именно мужчины гораздо чаще объявляют себя банкротами. И в автосалонах у мужика куда больше шансов получить скидку, хотя, по статистике, и американская, и российская женщины водят авто куда аккуратнее...
В России подобных исследований пока не проводилось, но наличие «налога на розовое» и у нас никто не отрицает. Глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин еще четыре года назад оценил его в 10-15%, и с тех пор этот показатель точно не уменьшился.
Чтобы не быть голословным, я провел собственное маркетинговое исследование. Для начала сравнил в магазинах одной из крупнейших в стране сети магазинов детских товаров стоимость двух совершенно идентичных детских самокатов — красного и розового цвета. И что вы думаете? Первый стоит 1899 рублей, второй — 3326. Вот вам и налог на розовое в чистом виде.
Даже с учетом скидки у одного из крупнейших российских маркетплейсов набор из четырех сменных кассет для безопасной женской бритвы с тремя лезвиями стоит ровно 1000 рублей. Тогда как аналогичный набор сменных блоков для мужской бритвы того же производителя — 845 рублей.
Идем в аптеку. На самом видном месте у кассы представлены обезболивающие препараты. «Нурофен экспресс леди» (прием, как следует из аннотации, показан при головной, зубной боли, мигренях и болезненных менструациях) стоит 220 рублей за упаковку из 12 таблеток, а «Нурофен форте» для всех из 12 таблеток потянул лишь на 113 рублей. Существенная разница, хотя препараты идентичны: борются с болью за счет 400 мг ибупрофена.
Да что там говорить — даже женские носки в одном из сетевых супермаркетов стоят на 100 рублей дороже мужских (799 рублей против 699 за семь пар совершенно идентичных по виду, составу и упаковке).
Можно ли что-то сделать с этой гендерной ценовой дискриминацией? Рекомендации имеются, но, думаю, звучат они обидно для прекрасного пола. То им советуют футболки и носки покупать в мужских отделах, то предлагают пользоваться бритвой мужа. Но так ведь и до смены пола можно досоветоваться. А оно нам надо?