По мнению одних, сначала тот лишит миллионы трудящихся работы. А позже придет к выводу, что люди ему только мешают, и нажмет на пресловутую «красную кнопку». Другие же полагают: нейросети — очередная игрушка в наших руках. Хотя и опасная, контроль не помешает. Минувшей осенью «Труд» уже писал о перспективах ИИ в телевизионном процессе. Но с тех пор произошла пара событий, которые позволяют вернуться к теме.
Вообще-то ИИ присутствует на ТВ давным-давно. Так, один из наших спецов, съевший собаку на организации прямых эфиров, вспоминает, что впервые столкнулся с ним в 2009-м во время проведения «Евровидения» в Москве. Тогда на репетиции шоу все переключения многочисленных камер, все повторы, команды режиссера, высказывания артистов и прочее фиксировал компьютер, привезенный откуда-то из-за границы. Из этой мешанины он самостоятельно сформировал идеальное зрелище. И, исключив человеческий фактор, выстроил по своему образцу финальные конкурсы, которые, как известно, в прямом эфире и идут.
Но широкую аудиторию кухня ТВ интересовала мало. Любопытство в ней проснулось, едва только стала обсуждаться тема «воскрешения» умерших голливудских знаменитостей на экране. А после того, как Первый канал в продолжении «Диверсанта» на несколько минут «оживил» героя Влада Галкина, она и вовсе заволновалась. Какая дискуссия завязалась, какие аргументы зазвучали! От сомнения «нравственно ли это?» до вечного «куда этот мир катится?».
Потом все смирились. И когда в конце прошлого года Первый канал объявил, что намерен снять фильм по мотивам «Семи самураев» Куросавы (напомним, эта лента легла и в основу американской «Великолепной семерки»), где двух героев будут играть реальные актеры, а пять остальных — аватары советских звезд в их лучший период, вопля возмущения не последовало. Все знали: Константин Львович Эрнст — человек упрямый. Сказал, что сделает кино в космосе, — сделал. Можно не сомневаться: сделает и самураев.
Но публику интересовало, кто войдет в великолепную пятерку? От ответа гендиректор «Первого» уклонился. Сказал лишь, что действие будет разворачиваться где-то в Новороссии «во время гражданской войны». Не уточнив, какой именно. Тут и началось бурление. Кто-то заподозрил, что речь пойдет о событиях в Донбассе. Но если это так, вопрос о «нравственности» вновь станет неизбежным. Разумеется, наследники ушедших кумиров могут дать согласие на создание аватаров, хотя непонятно, как бы те сами, люди советские, отнеслись, будь они живы, к событиям сегодняшнего дня. Получается, мы решаем за них? Но даже если действие будет происходить на «той гражданской», то ведь и к событиям столетней давности в Новороссии отношение сильно поменялось...
Второй момент, заставивший нас вернуться к теме искусственного интеллекта, следующий. В середине марта — согласно анонсу — на странице канала СТС в VK начал выходить сериал «Сидоровы», сценарий для которого полностью написан нейросетью. Сам процесс происходил следующим образом. В память ИИ загрузили комедийные хиты СТС — «Воронины», «Родком», «Восьмидесятые», «Дылды», «Жена олигарха» и другие. Обработав тысячи страниц текста, «сценарист» придумал семейку Сидоровых, состоящую из отца (Георгий Дронов), его супруги (Алина Алексеева), тещи (Татьяна Орлова), тестя (Сергей Степин) и сына (Александр Новиков). Как и в большинстве ситкомов, любой день их жизни как две капли воды похож на предыдущий. Персонаж Дронова озабочен мелкими проблемами, его жена все время хочет секса, тесть постоянно собирается на рыбалку (всякий раз что-то мешает), а теща беспрерывно варит щи. Но однажды главный герой начинает понимать, что все они не проживают нормальную жизнь, а находятся внутри ситкома. Ну вроде как Джим Керри в «Шоу Трумана».
В данном случае дело, конечно, не в сюжете, а в том, насколько «автору» удалось попасть в формат. Или проще: смешно это или не смешно. И тут самое интересное: то, что выложено в VK, — не сериал в привычном виде. Это как бы зафиксированный камерой рабочий процесс съемок. Все начинается с обращения режиссера к зрителям: «Да, сценарий написан нейросетью. Но мы изначально договорились ничего в нем не менять. Вот и смотрите, что получилось:» А получилось следующее. Иногда актеры с ходу произносят свои реплики, иногда где-то запинаются, не в силах сразу выпалить то, что им предложил ИИ. Тогда они обращаются к режиссеру, начинают советоваться, спорить. А иногда и вовсе дружно ржут над сочинением виртуального гения.
То есть пока это все выглядит как маленькая месть Homo sapiens зарвавшейся бездушной твари. Ты, дескать, супротив человека — все равно что плотник супротив столяра. Даже непонятно, будут ли иметь «Сидоровы» какое-то развитие.
Но нельзя просто так отмахнуться и от того факта, что во многих странах ИИ уже пишет новости для информационных программ, которые читают девушки — очаровательные, но ненастоящие. Были подобные эксперименты и у нас, но лишь в прогнозах погоды. Задавать вопрос, почему Екатерина Андреева не стареет, настоящая ли она, — рано. Но все еще только начинается.