Главная Культура 00:20 04 Декабря 2020 4404
Рюмка коньяку на высоте 9000 метров

Вспомним случайные встречи с маленькой женщиной, посвятившей свою жизнь Большому Искусству

Гузель Агишева
Ушла из жизни президент Пушкинского музея изобразительных искусств Ирина Александровна Антонова. Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Уход Ирины Александровны Антоновой для многих — как закрытие звездных врат эпохи, и потому люди, хотя бы немного к ней приближавшиеся в разное время, начали тут же вывешивать в Сети свидетельства былых встреч, цитировать ее, будто пытаясь задержать на этом последнем пороге. Так бывает не всегда, когда уходят великие. Чаще дистанция между ними и остальными смертными так велика, что всякое панибратство, даже в деталях, неуместно. А тут есть ощущение ухода человека, близкого тебе лично. Откуда оно взялось и почему так долго живет?

Хочу рассказать о подсмотренном случайно, что не могло войти ни в одно интервью с ней, хотя сделала я их несколько. Больших, как поясные портреты.

1986 год, лечу во Франкфурт. Еще до входа в салон самолета приметила двух женщин. Молодую и пожилую. Обе притягательные. Ну с молодой, балетного вида, все понятно. А пожилая — очень элегантная, безукоризненная, в распахнутом черном кашемировом пальто, с подсиненными седыми волосами, глаза живые, как угли. Стала за ними наблюдать, держала постоянно в поле зрения. Они заказали бутылку коньяка, беседовали не спеша. Мне в какой-то момент сделалось дурно, и сосед вызвал стюардессу. А пожилая дама потянулась ко мне через сиденье со стаканчиком. «Выпейте, — сказала, — надо сосуды расширить. Я все время с мамой это практикую».

Пожилая дама запомнилась, у меня отличная память на лица. Тогда еще не было понятия «медийные лица», во всяком случае они, эти лица, не мелькали из каждого утюга. А как только я ее впервые по ТВ увидела, сразу узнала в ней ту интересную пассажирку. Вот, оказывается, кто она — директор Пушкинского музея изобразительных искусств, Ирина Александровна Антонова.

Познакомила нас Татьяна Назаренко, ныне академик живописи. Ну как познакомила... Сказала: вот, мол, Ирина Александровна, а это такая-то... Журналистов на орбите Ирины Александровны к тому времени уже крутилось много. Однако сама она в одном из интервью вдруг вспомнила, что шла я вкупе с Назаренко, и сказала: «Мне нравится ее эпатажный стиль. Короткие блестящие платья, челка эта... Несдающаяся!» И крупица по крупице, когда не говорила о высоком, отвечая на вопросы, она сообщала и о себе какие-то очень интересные детали. Что, например, у нее спина широковата, так как в детстве слишком много плавала — это было в Германии, где она жила с родителями. В другой раз, рассказывая об обожаемой ею балерине Екатерине Максимовой, вдруг спросила: «Вы замечали, какие у нее большие руки? Так это странно при такой хрупкости» В третий раз обратила внимание на мою брошку: «Старинная, австрийская, полагаю?» Я сказала, что купила ее на блошином рынке во Фрайбурге.

Но вообще-то все эти дамские штучки, которые потом можно долго смаковать, ее не особо занимали. Однажды какая-то накладка произошла: каталог (шикарный, можно сказать, штучный) и билеты на открытие выставки по ошибке передали другому человеку, я ужасно расстроилась, не могла этого скрыть. А она вдруг рассмеялась: «Ну это такая ерундистика! Стоит ли из-за этого расстраиваться».

И вот уже после нескольких «поясных портретов», после интервью, где Антонова рассуждала о разделенной коллекции Щукина, о том, что Пиотровскому правильно было бы часть коллекции из Эрмитажа вернуть, она вдруг на меня взяла да и обиделась. В разговоре я позволила себе легкомысленное выражение про свою собеседницу: мол, вы же уже не на ярмарку едете, а с ярмарки (это в 88 лет!). А она взвилась, не дала договорить: «Ни с какой ярмарки я не еду. У меня куча планов, проектов впереди!» И отвернулась. Я решила, что отношениям конец. Но когда мне было поручено привести Антонову на важное редакционное торжество, она сразу откликнулась, лишь извиняющимся голосом сказала: «Только не к началу и ненадолго, хорошо?» Ирина Александровна была в США и возвращалась оттуда как раз в этот день. В ее-то возрасте после такого перелета! Но Ирина Александровна пришла. Ну и кто тут с ярмарки?

Во время церемонии, склонившись к моему уху, спрашивала: «А это кто?» Внимательно выслушивала комментарий. Потом мы уехали. По дороге она попросила шофера притормозить возле магазина, сказала, что хочет купить филипповских булочек для сына Бори, он их любит. «Сколько надо, я схожу», — сказал шофер. И когда он ушел, она вздохнула: «Вы же знаете моего Борю. Он жив, пока жива я. Вот трагедия: знать наизусть всего «Евгения Онегина» и не мочь самому открыть дверь».

Ирина Александровна была закрытым человеком, этим объясняется и то, что в своих интервью она вымарывала то, что ей казалось на данный момент ненужным. Будь то про искусство или про семью. Это уже после ее отстранения от директорства, которое вся страна восприняла как личное оскорбление (несколько часов Антонова просидела в приемной у Владимира Мединского, тогдашнего министра культуры) и утешительного назначения ее президентом музея, она стала откровеннее в своих интервью. Владимиру Познеру, например, сказала, что, встретив Бога, непременно спросила бы, за что он ее так наказал (имея в виду сына). Хотя в одной из наших бесед она призналась: «Я вас, наверное, разочарую, но в Бога я не верю».

У нее при всей ее успешности и мировой славе разочарования, конечно, были, и она этого не скрывала. «Знаете, с чем я ухожу на тот свет и что меня огорчает? Ужасное несовершенство человека. Он способен на все: закрыть своим телом амбразуру, совершить невероятное открытие, забраться куда угодно. А добра в нем мало».

С этим и ушла.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9366
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7064
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?