Нашумевший фильм «Барби» за минувшие выходные собрал в странах СНГ более 75 миллионов рублей и возглавил кинопрокат. Это без учета России и Белоруссии, где из-за объявленных Голливудом санкций картина про розовую куклу, ставшую человеком, на экраны не вышла. На втором месте оказалась российская лента «За Палыча!», ее сборы составили 72 млн. руб. В самой России старый, но бравый десантник Палыч в исполнении Сергея Шакурова обеспечил незамысловатой комедии лидерство по сборам.
«Барби», кроме самой Америки, уже вышла на 69 территориях. После 12 дней проката картина при бюджете 145 миллионов долларов собрала в мире порядка 775 миллионов. Как считают аналитики, «Барби» уже на следующей неделе сможет преодолеть рубеж в миллиард долларов. Весьма неплохое начало для скудных постковидных времен.
Успех картине обеспечили комедийно-мелодраматическая интонация, популярнейшие актеры Марго Робби («Однажды в Голливуде») и Райян Гослинг («Ла-Ла-Лэнд») в главных ролях, а также умелое использование режиссером фильма Гретой Гервиг зрительской ностальгии по детству. У многих девочек, в том числе и на постсоветском пространстве, была (или есть сегодня) кукла Барби, так что фильм идеально попал в подростковую, женскую аудиторию, которая составляет большинство зрителей в кинозалах.
К слову говоря, успех нашего фильма «Чебурашка», который стартовал в новогодние каникулы и за полгода собрал в кинопрокате СНГ рекордные семь с хвостиком миллиардов рублей, был замешан и взошел примерно на тех же дрожжах.
Труднее объяснить относительно резвый старт армейской комедии «За Палыча!», которой аналитики кинорынка предрекали за первый уик-энд скромные сборы в 25-30 миллионов рублей, а она заработала, как минимум, в два с половиной раза больше, хотя пока и не отбила свой бюджет в 105 миллионов рублей. Но и этому скромному успеху можно найти свое объяснение, несмотря на сомнительные, мягко говоря, художественные достоинства фильма. В частности, на казенные диалоги и казарменные шуточки, которыми щедро нашпигована картина. Вот характерный образчик такого, с позволения сказать, юмора: «Если ты растешь с золотой ложкой в ж...е, у тебя начинает протекать фляга». Смешно? Кажется, не очень. Скорее, пошловато.
Да и в целом история про то, как сплоченные десантники защищают от посягательств местного криминалитета участок земли с домом, которые исстари принадлежат Палычу и его славному роду, пестрит откровенными заимствованиями и штампами. Так, проницательные критики увидели в этом драматургическом конфликте издевательски вывернутый наизнанку сюжет фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева. Как по мне, это для авторов «Палыча» был бы слишком тонкий ход. Мне на ум первым делом пришла популярная в 90-е годы народная трилогия «Любить по-русски» в постановке Евгения Матвеева с самим собой в главной роли.
Если помните, в «Любить по-русски» фермеры точно так же отстаивали свои интересы от посягательств мафии, которая, слившись в тесных объятьях с местной коррумпированной властью, хотела прибрать здешние земли к своим липким рукам. Только там главным злодеем оказывался губернатор, а здесь — мэр города в шаржированном исполнении Михаила Горевого. Там люди доброй воли воевали с наглым криминалитетом с помощью пушки, которая ждала своего часа в сарае одного из героев со времен Великой Отечественной, а здесь бравые десантники сражаются с бандитами во главе с неким Македонским (Федор Лавров) уже с помощью танка. Четверть века прошло, а, как говорится, найди в сюжетосложении наших фильмов десять отличий...
Но на безрыбье — и рак окунь. При нынешнем скудном кино-репертуаре комедия Андрея Богатырева вызвала у первых зрителей признаки некоторого воодушевления, день за днем старательно пестуемого телеканалом «Россия», который вложился в создание и продвижение «Палыча». Строго говоря, активная раскрутка агитки во славу ВДВ федеральным телеканалом — это и есть главный секрет относительного успеха «Палыча» в прокате.
А настоящих зрительских хитов, способных с помощью одного лишь сарафанного радио собрать хотя бы миллиард рублей, на горизонте не видно. В лучшем случае, они появятся ближе к новогодним каникулам.
А в это время
Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков направил обращение премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с предложением принудительно лицензировать фильмы из недружественных стран. Автор считает необходимым дать возможности россиянам посмотреть в кинотеатрах фильмы «Барби» и «Оппенгеймер».
Парламентарий отметил, что в 2022 году кассовые сборы в российских кинотеатрах упали по сравнению с 2019 годом на 57,2%. Количество проданных билетов при этом снизилось на 62%. По мнению Даванкова, в таких условиях предоставление российским кинотеатрам возможности показывать фильмы без согласия правообладателей станет оптимальной мерой поддержки нашего кинопроката.
Чудны дела твои, Господи. То торжественно били в колокола, что засилью американского кино в нашем прокате положили конец, то хотят заставить россиян смотреть американское кино вопреки воле правообладателей...