Главная Культура 00:15 04 Июня 2014 2904
«Дурак», сын «Афони»

Юрий Быков снял фильм о хорошем парне

Ольга Галицкая

На открывшемся в первый день лета сочинском «Кинотавре» среди 14 конкурсных картин на главный приз претендует и новый фильм Юрия Быкова под кратким и выразительным названием «Дурак». Отчего в России положительные герои из столетия в столетие выглядят чудаками? Об этом — наш разговор.

— Юрий, «Дурак» очень отличается от ваших первых двух фильмов?

— Пожалуй, да. Это камерная картина. Вся на диалогах. Той активной визуальности, которая была заложена в фильмах «Жить» и «Майор», в ней нет. Есть ритм (действие происходит в течение одной ночи), острый конфликт и чисто актерский драйв. Я и сценарий написал достаточно быстро. Было так. Я поехал домой, в свой город Новомичуринск и увидел, что несколько зданий находятся на грани полного разрушения. Родилась мысль, что это и есть квинтэссенция состояния общества. Для меня фраза «Дом падает», которую постоянно говорит главный герой, когда бегает, кричит, что-то доказывает разным инстанциям, пытаясь спасти людей, — и есть метафора всей картины. Износ старых ценностей, когда все разрушено, запущено.

— Название очень русское, ассоциации — от Ивана-дурака до «Идиота».

— Один мой товарищ посоветовал: назови фильм «Сын Афони». (Смеется.) Наш герой тоже слесарь. Молодой, очень активный, абсолютно положительный, это важно сегодня. Раньше у меня в героях были люди несовершенные, мягко говоря, неоднозначные. Главную роль играет Артем Быстров. Великолепный театральный артист, выпускник курса Константина Райкина. Мы почти ровесники, мне немного за 30, ему 28. Я поначалу сам думал сыграть, но у меня все-таки другой типаж, скорее отрицательный. Когда увидел Тему, сразу понял: вот мой герой. Такая деталь. Мы познакомились весной, а на съемки в Тулу поехали поздней осенью, и все это время он ходил в одних и тех же штанах и сандалиях. Когда спросил его, почему ничего себе не покупает, он ответил, что мать в Нижнем Новгороде болеет, отец только что умер, сестра родила ребенка, не работает, так что все на нем. Он и внутренне, и фактурно абсолютный «дурак» — честный, непретенциозный, которому ничего лишнего, тем более чужого не надо. Так что и проб-то никаких не было.

— Герою в поисках справедливости приходится столкнуться с городской властью. Тут, наверное, пригодились сатирические, гоголевские краски?

— Нет, власти предержащие, распоряжающиеся бюджетными деньгами, мы показываем без особой карикатуры. Они такие и есть. Ущербные, закомплексованные. Допустим, персонаж, которого сыграл Сергей Арцибашев. Он очень четко показывает, как из хорошего хирурга получился плохой начальник больницы, которому приходится воровать, давать откаты...

— Замысел родился в Новомичуринске, чего ж снимали в Туле?

— Чтобы не было слишком читаемых упреков конкретным людям. У меня в Новомичуринске родители живут, я не рискнул. Да и не о каких-то знакомых чиновниках мой сценарий, это архетипы. Хотя «Жить», «Майор» и «Дурак» — в каком-то смысле трилогия о том месте, где я родился. Первые два фильма сняты как раз там. Но я понял, что новый фильм не надо привязывать к конкретному месту. Это модель, город N, что называется, один из многих в России... В ходе поисков натуры мы ехали через Тулу, оператор увидел на холме дом и предложил посмотреть. Оказалось, общежитие. Вошли внутрь и увидели, что это дом буквально из моего сценария. Был шок. Когда я писал, думал, что даже немного накручиваю, сгущаю, а тут это самая обыкновенная реальность. Трещина посреди лестничной площадки, потому что неправильно построили и здание сползает. Электрик немой, который сам сделал всю электрику и сантехнику, а больше о доме никто не вспоминает. При этом люди продолжают в нем жить. Там и снимали.

— Ваш фильм «Майор» недавно получил Гран-при фестиваля «Русская весна в Тунисе». Сколько всего призов у «Майора»?

— Кажется, двадцать. У каждого, кто снимался, есть по актерскому призу разных фестивалей. Дениса Шведова, например, во Владивостоке на «Меридианах Тихого» отметили. У меня вот актерская «Ника». Но я все равно немного расстроен. Мне показалось, что наша кинематографическая общественность не так уж тепло приняла картину. Как будто я на ногу кому-то наступил. Иногда доносятся отголоски мнений, будто я сделал прорежимное кино. Меня это особенно подбешивает. Отчасти поэтому, когда я уже снимал «Дурака», заранее радовался, что в этой картине моя чисто человеческая позиция будет видна совершенно отчетливо. Чтобы никто не заблуждался насчет степени моей очарованности действительностью и системой.

— Зачем же тогда после этих социальных фильмов вы согласились участвовать в очередной серии гламурно-позитивного альманаха «Елки»?

— Во-первых, я благодарен продюсеру Тимуру Бекмамбетову за поддержку «Майора» и выпуск его в прокат. И когда Тимур предложил снимать одну из новелл новых «Елок», мне понравилось, что это короткая, внятная, костюмная история. Интересно же попробовать себя в том, чего ты пока не делал. «Елки 1914» — это еще и хорошая литературная основа. Моя новелла, например, — по рассказу Лескова.

— Этак мы и Андрея Звягинцева со временем увидим среди авторов чего-то подобного «Елкам»?

— Нет, конечно. Звягинцев, Герман или, допустим, Илья Хржановский заняли ту нишу, когда уже нельзя играть отношением к себе аудитории. В этом смысле я пока таких высот не заработал, я еще экспериментирую. И мне хочется даже в самой спорной работе обращаться к массовому зрителю, не искушенному в тонкостях элитного кинематографа. Для меня эталон — Сидни Люмет: «Серпико», «Собачий полдень», «12 разгневанных мужчин». Тема и артист — на первом месте. Это кино, снятое вроде бы просто, оно доступно любому зрителю, но это большое искусство.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9638
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7246
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?