Этот праздник, кажется, перестал быть предметом споров. И сам он, и приуроченные к нему выходные теперь все чаще называют просто — «ноябрьские». Как раньше — маленькие каникулы в честь Великого Октября. Вот и телевидение постепенно выработало для него особую программу, прежде сопутствовавшую только 9 Мая, Новому году и 8 Марта.Но сейчас, за год до 20-летия новой красной даты в календаре, народное единство подвергается нешуточным испытаниям, в том числе и в телеэфире.
В 2022-м Фонд «Общественное мнение» провел опрос, согласно результатам которого лишь 16% наших соотечественников считали, что этот праздник стране ни к чему. Он, мол, «выдуманный», было-де 7 ноября, его и следовало сохранить. Зато 72% респондентов заявили: нет, он нужен! Ну да ладно, интереснее другое. Из области эмоций: 59% граждан, когда слышали слово «Россия», испытывали чувство гордости, 37% — надежду, 25% — безопасность, а 20% — спокойствие. И это при том, что уже восемь месяцев шла специальная военная операция!
Но удивительно ли? Уже тогда телевизионные пропагандисты сетовали, что люди СВО просто не заметили. Как ни в чем не бывало продолжали сидеть по кабакам и салонам красоты. И надо, соответственно, что-то изменить, чтобы каждый почувствовал свою причастность к общему делу. Призывы призывами, но 4 ноября того же 2022-го Первый канал показывал три фильма из цикла «Империя», охватывающие период от Петра до Елизаветы Петровны, фильм «Одиннадцать молчаливых мужчин» про серию матчей нашего «Динамо» с английскими футбольными командами в 1945-м и программу памяти Градского. А «Россия 1» — праздничный концерт, шоу «Ну-ка, все вместе!» и фильм «Герой» (последний — отнюдь не про участника СВО).
Впрочем, у наших федеральных кнопок с Днем народного единства не задалось с самого начала. Это с праздничными наборами на другие красные даты они давно определились. А тут? Чем отметиться-то? Пошли по легкому пути — стали показывать старые советские ленты. Каналы поменьше и вовсе оставляли праздник незамеченным. А если 4 ноября выпадало на будний день, даже не пытались перестроить эфир под выходной.
Иногда — чисто случайно — попадали в точку. Так, «Первый» 4 ноября 2016-го запустил многочасовую «Войну и мир». Почему попадание? Вспомним данные другого исследования, проведенного ВЦИОМом три года назад и также в связи с Днем народного единства. Там содержались вопросы о разных факторах, объединяющих жителей нашей страны, в том числе и о книгах. На первом месте «Война и мир» и оказалась. И хотя экранизацию показали английскую (что сегодня, понятно, сочли бы недопустимым), но суть-то от этого не меняется. Лев Николаевич — он и у англосаксов Толстой: К слову, персонажем, наиболее верно отражающим черты характера российского человека, россияне назвали тогда Обломова. А вот среди объединяющих нас фильмов лидировали «Ирония судьбы» (11%), «Операция «Ы» (8%), «Москва слезам не верит» (6%), а также военные фильмы (6%).
И вот только теперь телевизионщики достигли универсального решения, позволяющего угодить зрителям с самыми разными мнениями, относительно того, что же празднуют на «ноябрьские». Для тех, кто никак не может забыть о величии страны, — цикл «Империя» и «Русская смута», о революции — «Троцкий». Тем, кто помнит о военном параде на Красной площади 7 ноября 1941-го, покажут «Офицеров». Специально к празднику приурочены несколько спецпроектов и концертов. Но символом телевизионных торжеств станет: Кто? Ну конечно, SHAMAN! Час сорок он будет петь на «Первом». И столько же на НТВ.
Похоже, задай ВЦИОМ сегодня те же вопросы, что и три года назад, список музыкальных произведений, объединяющих нас, выглядел бы иначе. Тогда там фигурировали гимн России (16%), песня «День Победы» (10%), «Катюша» (7%), творчество Газманова (4%), «Священная война» (3%), столько же назвали военные песни в целом.
Ну а теперь о действительно серьезном. Вот уже почти четверть века мы слышим про духовные скрепы, про национальную идею, но поиски и того и другого или остаются благими намерениями, или вновь возвращают в прошлое. Что-то, конечно, делается, но явно недостаточно для того, чтобы то самое единство перестало быть лишь поводом для народных гуляний. Зато в процессе этих поисков мы научились показательно карать всех, кто покушается на еще не найденное. Задолго до СВО телевизионная пропаганда почему-то решила, что объединяющим нас началом может служить ненависть. Нас приучали ненавидеть отдельных политиков и целые страны. А с февраля 2022-го к ним добавились релоканты, ждуны, сомневающиеся и прочая нечисть. Имена двух десятков музыкантов, артистов, шоуменов ежедневно предаются анафеме. Для чего? Чтобы народ не забывал их, что ли? Так они и сами ежедневно напоминают о себе ролями в кино на ТВ и песнями на радио. Пока напоминают, конечно.
Впрочем, в каком-то смысле вся эта кампания удобна. Когда только начались события вокруг Израиля и завсегдатаям ток-шоу еще не поступила команда, чьей стороны надо придерживаться, можно было безнаказанно обсуждать поведение новоявленных евреев и иноагентов Макаревича и Галкина. Но на этом многого не построишь.
Что должно произойти, чтобы нашей скрепой перестала быть ненависть?