Главная Культура 00:02 03 Ноября 2023 6748
Женщины на грани нервного срыва

Что общего у двух таких разных фильмов?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Жесткий по драматургии, фильм «Край надломленной луны» не выглядит тяжеловесной драмой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Они выходят на экраны одновременно — два фильма, похожие и не похожие друг на друга. Оба сняты в Питере и его окрестностях. Оба поставили женщины — дебютантки в большом кино. Оба рассказывают о семьях без мужчин. И еще за обоими стоит драматург и режиссер Наталья Мещанинова. В фильме «Привет, мама» она выступает в качестве худрука проекта. А для ленты «Край надломленной луны» написала сценарий.

«Край...» был впервые показан в конкурсной программе «Русские премьеры» Московского международного кинофестиваля, где завоевал главную награду — «Серебряный Георгий». Причем, жюри во главе с Алексеем Учителем приняло это решение единогласно, подвинув на вторую позицию фильм Татьяны Лютаевой «Единица Монтевидео», который слыл фаворитом конкурса.

Наталья Мещанинова — сценарист опытный, сильный («Аритмия», «Шторм», «Снегирь»). Сюжетную спираль фильма она и в этот раз закрутила резко. У бойкой московской журналистки Саши (Анна Шепелева) в разгар летучки раздается звонок. Мать (Виктория Толстоганова) просит старшую дочь срочно приехать в Питер, чтобы помочь с поисками 14-летней Сони (Мария Лобанова). Девушка убежала из дома, узнав, что ее отец, правду о котором скрывала мать, умер. На самом деле, он не умер (еще одна «святая» материнская ложь), но это прояснится ближе к финалу ленты.

Соня тем временем оказывается на старой, затопленной паводком семейной даче. Но там жить нельзя: с потолка капает, ноги утопают в воде. Ища еды и пристанища, девушка забирается в соседний дом, где ее обнаруживают хозяева. Вскоре сюда уже едут из Питера ее мать и старшая сестра, которые, как выясняется, не очень ладят между собой. Трем женщинам предстоит провести на берегу Финского залива несколько дней, наполненных слезами, исповедями, общими воспоминаниями, взаимными обвинениями...

В поэтике фильма есть что-то чеховское. Помните: люди пьют на веранде чай, а в это время рушатся их судьбы. Строго говоря, судьба семейства во главе с властной, авторитарной матерью потерпела крушение давно. Мать в юности «отжигала» на вечеринках, выпивала, не пренебрегала даже скоротечным сексом в туалете. Забеременев и выйдя замуж за заезжего американца, оставила старшую дочь на бабушку, чего Саша не может простить матери до сих пор. Младшая дочь росла уже без отца, она ничего не знает о нем, и это травмирует ее нежную подростковую душу.

Видимо, желая оградить детей от повторения ошибок своей разудалой молодости, мать до отказа закручивает гайки во взаимоотношениях с дочерями, внушает им правильные модели поведения: не пить, не ложиться с кем попало в постель. Но учат не слова, а собственные поступки. И здесь матери, которая прогуляла свою молодость, а затем превратилась всухую ханжу, предложить детям, с детства обделенным ее любовью, нечего. Она и сегодня не умеет разговаривать с ними, уже взрослыми, срываясь на повелительный тон. И это служит источником постоянных семейных конфликтов. Но в финале, когда вскроется правда об отце детей, забрезжит надежда на обретение этой дисфункциональной, как нынче принято говорить, семьей если не гармонии, то хотя бы простого человеческого взаимопонимания.

Жесткий по драматургии, фильм Светланы Самошиной не выглядит тяжеловесной драмой. В «Крае» есть и юмор, и поэзия северного лета, и искры взаимной симпатии, согревающие отношения Саши и дачного соседа Бориса (Артем Быстров). И есть три замечательные, ювелирной огранки актерские работы, которые хоть порознь, хоть в ансамбле можно смело выдвигать на премию «Ника». Следить за актрисами, за переливами и взрывами их эмоций — от шепотов до крика — отдельное удовольствие.

Актерская школа у нас по-прежнему на высоте. Это доказывает и фильм «Привет, мама», в котором солируют замечательные актрисы Аглая Тарасова и Дарья Савельева. Дарья получила приз за лучшее исполнение женской роли на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, хотя было бы справедливо разделить эту награду на двоих. Актрисы играют сестер, рано оставшихся без попечения взрослых. Отца не вспоминают, пожилая мать, которая с ними давно разругалась, два года назад ушла из дома и не вернулась. Сестры живут скученно, никак не могут (или не хотят?) вступить в наследство маминым жильем и разъехаться по отдельным квартирам. Что-то их держит вместе. Может, чувство семьи, пусть и неполной, усеченной?

Дарья Савельева и Аглая Тарасова в фильме «Привет, мама» играют двух неразлучных сестер. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Вера (Аглая Тарасова) работает поваром в кафе, воспитывает двоих детей и ждет в мужья какого-то Толика, которого мы так и не увидим. Всегда одетая с иголочки 36-летняя красавица Кира (Дарья Савельева) не замужем, работает диспетчером в аэропорту Пулково. У нее пока нет детей, зато есть два женатых любовника. Один работает пилотом, он тут, под рукой, но сердце Киры к нему особо не лежит. Второй, желанный, сваливается внезапно, как снег на голову. Но после редких романтических свиданий исчезает — у него устоявшаяся жизнь, и менять ее он не хочет. А время у Киры уходит, часики тикают...

Сняла фильм сценарист Иля Малахова — жена режиссера Бакура Бакурадзе. Работала на его фестивальных хитах «Шультес», «Брат Дэян», «Охотник», писала вместе с ним сценарий для космического блокбастера «Вызов». Выпускница мастерской Марлена Хуциева, она долго не имела возможности снимать кино: воспитывала троих детей. Когда они подросли, решилась на режиссерский дебют. Основной локацией фильма стала квартира Или и Бакура в питерском районе Малая Охта, а в качестве актеров второго плана выступили их дети: Лери и Александра Бакурадзе.

Сценарий для себя Иля Малахова написала сама. Но от фильма возникает ощущение, словно жесткой сценарной основы не было, а был отчаянный режиссерский экспромт. Наверное, Малахова по ходу съемок, монтажа консультировалась с худруком Натальей Мещаниновой, но в этой ленте она показывает себя верной ученицей Хуциева. «Привет, мама» — фильм настроенческий, атмосферный, как и все картины ее великого мастера.

Кому-то может показаться, что в фильме «Привет, мама» много «случайных», «вставных» эпизодов, которые размывают и без того неторопливое, а порой и вязкое течение сюжета. Но ближе к финалу эта прихотливая импрессионистическая киноживопись сложится в цельное художественное высказывание о детских травмах, одиночестве, неприкаянности двух женских душ, обделенных материнским теплом, надежным мужским участием. Но они находят опору в себе самих, друг в дружке, в семейном тепле, в любви и сострадании к своим и чужим детям. Эта сильная и нежная авторская нота позволила фильму попасть на престижный кинофестиваль в Сан-Себастьяне, где он хорошо прозвучал.

P.S. Было бы преувеличением сказать, что два этих фильма принадлежат к прорывным явлениям в нашем кино. Это не «поколенческие» высказывания масштаба «Полетов во сне и наяву», «Осеннего марафона», звягинцевской «Нелюбви». Фильмам, как по мне, не хватает социального анализа, демографического среза. Это просто честные частные женские истории. Но на нашем инфантильном киноэкране, забитом экранизациями детских сказок, попытки взрослого разговора о взрослых проблемах поистине дорогого стоят.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 32144
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7878
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4830
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4575
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4435
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Семен Теодорович рассказал, как они с супругой заменяют друг другу пуделей и что делать, если у человека нет чувства юмора

Марина Суранова
Труд
Артист вот уже более полувека хранит невозмутимое выражение лица. А зрители все это время – смеются. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

В Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоялся концерт, посвященный 80-летию Семена Альтова. Вот уже более полувека Семен Теодорович с невозмутимым видом читает свои миниатюры со сцены, а зрители,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 3969
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...