Главная Культура 00:02 03 Ноября 2023 6608
Женщины на грани нервного срыва

Что общего у двух таких разных фильмов?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Жесткий по драматургии, фильм «Край надломленной луны» не выглядит тяжеловесной драмой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Они выходят на экраны одновременно — два фильма, похожие и не похожие друг на друга. Оба сняты в Питере и его окрестностях. Оба поставили женщины — дебютантки в большом кино. Оба рассказывают о семьях без мужчин. И еще за обоими стоит драматург и режиссер Наталья Мещанинова. В фильме «Привет, мама» она выступает в качестве худрука проекта. А для ленты «Край надломленной луны» написала сценарий.

«Край...» был впервые показан в конкурсной программе «Русские премьеры» Московского международного кинофестиваля, где завоевал главную награду — «Серебряный Георгий». Причем, жюри во главе с Алексеем Учителем приняло это решение единогласно, подвинув на вторую позицию фильм Татьяны Лютаевой «Единица Монтевидео», который слыл фаворитом конкурса.

Наталья Мещанинова — сценарист опытный, сильный («Аритмия», «Шторм», «Снегирь»). Сюжетную спираль фильма она и в этот раз закрутила резко. У бойкой московской журналистки Саши (Анна Шепелева) в разгар летучки раздается звонок. Мать (Виктория Толстоганова) просит старшую дочь срочно приехать в Питер, чтобы помочь с поисками 14-летней Сони (Мария Лобанова). Девушка убежала из дома, узнав, что ее отец, правду о котором скрывала мать, умер. На самом деле, он не умер (еще одна «святая» материнская ложь), но это прояснится ближе к финалу ленты.

Соня тем временем оказывается на старой, затопленной паводком семейной даче. Но там жить нельзя: с потолка капает, ноги утопают в воде. Ища еды и пристанища, девушка забирается в соседний дом, где ее обнаруживают хозяева. Вскоре сюда уже едут из Питера ее мать и старшая сестра, которые, как выясняется, не очень ладят между собой. Трем женщинам предстоит провести на берегу Финского залива несколько дней, наполненных слезами, исповедями, общими воспоминаниями, взаимными обвинениями...

В поэтике фильма есть что-то чеховское. Помните: люди пьют на веранде чай, а в это время рушатся их судьбы. Строго говоря, судьба семейства во главе с властной, авторитарной матерью потерпела крушение давно. Мать в юности «отжигала» на вечеринках, выпивала, не пренебрегала даже скоротечным сексом в туалете. Забеременев и выйдя замуж за заезжего американца, оставила старшую дочь на бабушку, чего Саша не может простить матери до сих пор. Младшая дочь росла уже без отца, она ничего не знает о нем, и это травмирует ее нежную подростковую душу.

Видимо, желая оградить детей от повторения ошибок своей разудалой молодости, мать до отказа закручивает гайки во взаимоотношениях с дочерями, внушает им правильные модели поведения: не пить, не ложиться с кем попало в постель. Но учат не слова, а собственные поступки. И здесь матери, которая прогуляла свою молодость, а затем превратилась всухую ханжу, предложить детям, с детства обделенным ее любовью, нечего. Она и сегодня не умеет разговаривать с ними, уже взрослыми, срываясь на повелительный тон. И это служит источником постоянных семейных конфликтов. Но в финале, когда вскроется правда об отце детей, забрезжит надежда на обретение этой дисфункциональной, как нынче принято говорить, семьей если не гармонии, то хотя бы простого человеческого взаимопонимания.

Жесткий по драматургии, фильм Светланы Самошиной не выглядит тяжеловесной драмой. В «Крае» есть и юмор, и поэзия северного лета, и искры взаимной симпатии, согревающие отношения Саши и дачного соседа Бориса (Артем Быстров). И есть три замечательные, ювелирной огранки актерские работы, которые хоть порознь, хоть в ансамбле можно смело выдвигать на премию «Ника». Следить за актрисами, за переливами и взрывами их эмоций — от шепотов до крика — отдельное удовольствие.

Актерская школа у нас по-прежнему на высоте. Это доказывает и фильм «Привет, мама», в котором солируют замечательные актрисы Аглая Тарасова и Дарья Савельева. Дарья получила приз за лучшее исполнение женской роли на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, хотя было бы справедливо разделить эту награду на двоих. Актрисы играют сестер, рано оставшихся без попечения взрослых. Отца не вспоминают, пожилая мать, которая с ними давно разругалась, два года назад ушла из дома и не вернулась. Сестры живут скученно, никак не могут (или не хотят?) вступить в наследство маминым жильем и разъехаться по отдельным квартирам. Что-то их держит вместе. Может, чувство семьи, пусть и неполной, усеченной?

Дарья Савельева и Аглая Тарасова в фильме «Привет, мама» играют двух неразлучных сестер. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Вера (Аглая Тарасова) работает поваром в кафе, воспитывает двоих детей и ждет в мужья какого-то Толика, которого мы так и не увидим. Всегда одетая с иголочки 36-летняя красавица Кира (Дарья Савельева) не замужем, работает диспетчером в аэропорту Пулково. У нее пока нет детей, зато есть два женатых любовника. Один работает пилотом, он тут, под рукой, но сердце Киры к нему особо не лежит. Второй, желанный, сваливается внезапно, как снег на голову. Но после редких романтических свиданий исчезает — у него устоявшаяся жизнь, и менять ее он не хочет. А время у Киры уходит, часики тикают...

Сняла фильм сценарист Иля Малахова — жена режиссера Бакура Бакурадзе. Работала на его фестивальных хитах «Шультес», «Брат Дэян», «Охотник», писала вместе с ним сценарий для космического блокбастера «Вызов». Выпускница мастерской Марлена Хуциева, она долго не имела возможности снимать кино: воспитывала троих детей. Когда они подросли, решилась на режиссерский дебют. Основной локацией фильма стала квартира Или и Бакура в питерском районе Малая Охта, а в качестве актеров второго плана выступили их дети: Лери и Александра Бакурадзе.

Сценарий для себя Иля Малахова написала сама. Но от фильма возникает ощущение, словно жесткой сценарной основы не было, а был отчаянный режиссерский экспромт. Наверное, Малахова по ходу съемок, монтажа консультировалась с худруком Натальей Мещаниновой, но в этой ленте она показывает себя верной ученицей Хуциева. «Привет, мама» — фильм настроенческий, атмосферный, как и все картины ее великого мастера.

Кому-то может показаться, что в фильме «Привет, мама» много «случайных», «вставных» эпизодов, которые размывают и без того неторопливое, а порой и вязкое течение сюжета. Но ближе к финалу эта прихотливая импрессионистическая киноживопись сложится в цельное художественное высказывание о детских травмах, одиночестве, неприкаянности двух женских душ, обделенных материнским теплом, надежным мужским участием. Но они находят опору в себе самих, друг в дружке, в семейном тепле, в любви и сострадании к своим и чужим детям. Эта сильная и нежная авторская нота позволила фильму попасть на престижный кинофестиваль в Сан-Себастьяне, где он хорошо прозвучал.

P.S. Было бы преувеличением сказать, что два этих фильма принадлежат к прорывным явлениям в нашем кино. Это не «поколенческие» высказывания масштаба «Полетов во сне и наяву», «Осеннего марафона», звягинцевской «Нелюбви». Фильмам, как по мне, не хватает социального анализа, демографического среза. Это просто честные частные женские истории. Но на нашем инфантильном киноэкране, забитом экранизациями детских сказок, попытки взрослого разговора о взрослых проблемах поистине дорогого стоят.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9486
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7185
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?