Главная Культура 15:57 03 Ноября 2021 2918
Любовь – на час, музыка – навсегда

В Большом театре поставили две редкие оперы Прокофьева и Равеля

Сергей Бирюков
Музыку Прокофьева и Равеля делают видимой мизансцены Владислава Наставшева и Екатерины Мироновой. Фото предоставлено Большим театром

Не знаю, кому именно в руководстве Большого театра пришло в голову соединить на Камерной сцене имени Бориса Покровского в один вечер две оперы – «Маддалену» Прокофьева и «Испанский час» Равеля, но мысль великолепная. Оба замечательных произведения не избалованы вниманием отечественных сцен: из равелевских опер чаще ставят детскую «Дитя и волшебство», ну а Прокофьев так увлекся последующими замыслами, что сам подал не лучший пример отношения (совершенно не заслуженного) к своему оперному первенцу, даже не найдя времени его полностью оркестровать. Это пришлось доделывать английскому дирижеру Эдварду Даунсу, нашему Геннадию Рождественскому и другим энтузиастам, вернувшим партитуру к жизни лишь в конце ХХ века.

Произведения одновременно и резко контрастны – по настроению, стилистике, – и глубоко родственны по смыслу: и там и там речь о женщине, ловко манипулирующей мужчинами и добивающейся своей цели. Только у Прокофьева и его напустившей модного декадансного мрака либреттистки Магды Ливен-Орловой это femme fatale, пожирающая сердца и сами жизни любовников (популярный в начале ХХ века образ – достаточно вспомнить «Лулу» или «Средство Макропулоса»), а у Равеля и автора пьесы Франк-Ноэна (драматурга и баснописца Мориса-Этьена Леграна) – гораздо менее кровожадная красотка, пришедшая из классических комедий и вполне удовлетворяющаяся тем, что немилые ухажеры одурачены, а милый – приближен к сердцу и прочим частям тела и души.

Впрочем, и у Прокофьева все не так в лоб, а скрашено изрядной толикой иронии, с которой этот природный сангвиник относился к подобным сюжетам (впоследствии эта ирония роскошно проявит себя в «Любви к трем апельсинам» с ее нестрашными страшными магами, в «Огненном ангеле» с его саркастичными Фаустом и Мефистофелем, в кантате «К ХХ-летию Октября» с ее авангардно распетыми текстами классиков марксизма-ленинизма). А главное – оба произведения насыщены изумительными музыкальными темами, в стилистическом лице которых мгновенно угадываются их авторы. И по яркости они вполне сравнимы, пусть опус 20-летнего студента Петербургской консерватории, вообще-то имевшего в виду лишь исполнение своего оперного этюда в учебной студии, менее мастеровит в частностях, чем работа 33-летнего Равеля для парижской Комической оперы.

Дирижер Алексей Верещагин находит верный ключ как к экспрессивной, волшебно-красочной партитуре Прокофьева, в которой столько зерен будущей романтической готики Второго фортепианного концерта или сумасшедшей экзальтации следующей, уже полнометражной оперы «Игрок» по Достоевскому, так и к остроумнейшей звуковой палитре Равеля с ее страдательно подвывающим тромбоном (нелегко любовникам прятаться друг от друга в тесных футлярах часов) и «допевающим» за изнемогшего героя самую низкую ноту контрафаготом. Исполнение вокальных партий успешно в разной степени – от точного попадания в образ и интонацию у тенора Михаила Яненко (наивно-восторженный муж Маддалены Дженаро) и баритона Андрея Бреуса (меланхоличный алхимик Стеньо) до несколько искусственного форсажа голоса у Марии Лобановой (заглавная героиня). В «Испанском часе» ровно-хорош весь ансамбль солистов – сопрано Анна Бауман (любвеобильная Консепсьон), тенор Игорь Вялых (невозмутимо-сладкоголосый муж героини часовщик Торквемада), еще один тенор Петр Мелентьев (витающий в облаках поэт Гонзальв), бас Александр Маркеев (вальяжный банкир Иниго Гомес), баритон Василий Соколов (силач и симпатяга Рамиро).

Миманс готов стать для героев «Испанского часа» и футляром от часов, и самими часами. Фото предоставлено Большим театром

Особо следует сказать о режиссере Владиславе Наставшеве, он же сценограф и художник по костюмам. Не боясь показаться непедагогичным (этому сдержанному и самоуглубленному молодому человеку заносчивость, по-моему, не грозит), назову его счастливым шансом уже нескольких московских театров, с которыми он сотрудничает, в частности и Большого… У Владислава два мощных козыря: во-первых, он виртуозно умеет обходиться минимумом средств, во-вторых – будучи сам, как это недавно выяснилось, тонким композитором, чувствует «музыкальное напряжение» буквально каждой точки пространства сцены. «В Маддалене» и «Испанском часе» это выразилось в уникальном приеме: почти полностью отказываясь от декораций и реквизита, а героев одевая в обычные для начала ХХ века (когда писались оперы) костюмы, он создает эмоционально-пластическую среду при помощи дюжины артистов миманса. Мало того, что этот универсальный «материал» может превращаться в любой объект, облепляя героев, как те часовые футляры, или колышась, как занавеска, за которой прячется Маддалена, вдруг открываемая общему взору порывом бури. Главное – «массовка» в любой момент словно визуализирует саму партитуру: общей экспрессией движений, а то и нарочитым (когда нужно сбить лишний пафос) пародированием музыкальных ритмов и фраз. Особенно виртуозно это сделано в «Испанском часе», где благодаря танцовщикам не только визуализируются ритмы хабанеры, вальса, болеро, которыми богато инкрустирована эта партитура, но и сложной полифонией жестов изображается полный хитрых зацепок и ритмических наслоений мир часовых механизмов. Признаюсь – не припомню другого примера столь плодотворного сотворчества двух постановщиков – режиссера и хореографа, которым в этом оперном диптихе стала Екатерина Миронова.

Возможно, только один штрих я бы посоветовал еще внести: сделать сквозными для обеих опер и сами лица героев. Ну, хотя бы женское лицо: пусть Маддалену и Консепсьон поет одна и та же артистка. Это бы подчеркнуло единый стержень двухчастной композиции. Впрочем, и так костюмы и грим «рифмуют» для нас, допустим, малахольного алхимика Стеньо с поэтом Гонзальвом, а художника-жизнелюба Дженаро с неунывающим погонщиком мулов Рамиро. Может быть даже, в этой «рифме» заключен и мрачноватый намек погонщику: не впадай в эйфорию, женская природа переменна…

P.S. Я сказал, что недавно узнал и о композиторских опытах Владислава Наставшева. Бесспорно, то важная сторона творческой натуры одного из главных героев этой публикации, поэтому добавлю несколько фраз о том, как это было. Набросал их себе в блокнот после одного из концертов недавнего фестиваля «Территория» – и вот пригодилось сейчас:

«Час десять минут тихой магии. Хотя, когда слушаешь, времени не осознаешь – может, так прошло два часа, может – несколько минут. Стихи – иногда знакомые, вроде бунинских «И ветер, и дождик, и мгла». Чаще – незнакомые: «Меня застукали в полнейшей темноте в компании таких же как и я случайных иностранцев Прошвырнуться должно быть вышли они к морю и на дюнах рассевшись друг у друга сигареты стреляли»… Парадоксы, непонятки – а слушать хочется и хочется. Еще и потому что завораживает музыка – очень простая и изысканная, в чем-то продолжающая Вертинского, в чем-то Таривердиева, в чем-то мастеров джазового фьюжна. Но неизменно пронзительно искренняя. Владислав Наставшев – рижский музыкант, которого большинство моих коллег – музыкальных критиков узнали лишь год назад, причем в другом качестве – как режиссера тонкой, очень точной и опять же предельно экономной постановки «Искателей жемчуга» на Камерной сцене Большого театра. Тем, кто ближе к драме, знакомы и другие его работы в Гоголь-центре. А я, вместе с еще несколькими сотнями слушателей, теперь знаю, что он и сочинитель точно такой же выработанный и проникновенный, какой постановщик».

Владислав Наставшев оказался столь же тонким художником в сочинении, как и в режиссуре. Фото автора

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9364
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7061
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?