Главная Культура 00:05 03 Сентября 2021 8639
Мариэтта Цигаль-Полищук: Я тоже не лезу в карман за крепким словом

Разговор с актрисой, отважившейся сыграть Раневскую. Не чеховскую, а Фаину

Анна Чепурнова
Мариэтта Цигаль-Полищук не копирует Раневскую, но воссоздает большой жизненный и творческий путь великой актрисы. Изображения предоставлены Первым каналом

В этом году отмечается 125 лет со дня рождения Фаины Раневской. В честь юбилея компания Star Media выпускает восьмисерийную драму режиссера Дмитрия Петруня «Фаина», рассказывающую о жизни великой актрисы. Съемки идут в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Выборге, Таганроге. Работа над фильмом продлится до конца сентября, а его премьера состоится на Первом канале.

На роль Фаины Георгиевны после месяцев проб из сотен претенденток была утверждена Мариэтта Цигаль-Полищук. О том, каково это — воссоздать образ не только гениальной актрисы, но одной из самых легендарных личностей века, притом показав путь своей героини от 18- до 87-летнего возраста, Мариэтта рассказала «Труду».

— Что, помимо огромной ответственности, стало для вас на съемках «Фаины» самым сложным, а что — самым приятным?

— Если говорить о трудностях, то это необходимость снимать Фаину Георгиевну в двух или даже трех ее возрастах в течение одного дня — нелегкий актерский вызов.

Еще я очень боюсь сцен, посвященных фильмам или спектаклям Раневской. Мы всей командой пытаемся придумать что-то, чтобы и по-актерски такие моменты выглядели интересно, и при этом не пропадала бы узнаваемость. Понятно, что повторить в точности знаменитые эпизоды Фаины Георгиевны, разлетевшиеся на цитаты, невозможно, но и сделать плохо мы не имеем права.

По поводу приятного — я очень люблю свою работу и получаю от нее удовольствие, поэтому все, что сейчас происходит, для меня — счастье. Мне никогда не приходилось столько времени проводить на съёмочной площадке и быть так долго в кадре. Я многому учусь, и это очень интересно. У нас потрясающая съемочная группа, каждый цех очень старается, чтобы вышло хорошо. Все выкладываются по максимуму — про Раневскую иначе нельзя.

— Фильм будет ближе к документальному кино, или в нем больше авторского вымысла?

— Я бы сказала, 50 на 50. Конечно, в сценарии есть отдельные несовпадения относительно некоторых локаций, дат, исторических моментов. Но в художественном фильме без этого не обойтись. Очевидно, что я играю не саму Раневскую, а некоего персонажа, основанного на нашем (всей нашей команды) общем представлении о том, какой она была и что за путь прошла в жизни и профессии. Надо быть идиоткой, чтобы считать себя способной сыграть Фаину Георгиевну в точности такой, какой она была — Раневская неповторима.

В образе юной Раневской, едущей покорять Москву

— Общались ли вы с кем-то, кто знал ее лично?

— Еще на стадии проб я нашла телефон Елены Камбуровой и, можно сказать, от ужаса позвонила. Елена Антоновна долго не понимала, чего я от нее хочу, но разрешила прийти. Я рассказала ей что-то сбивчиво, прочла кусочек из текста проб, даже психанула. Думала, Камбурова, как человек музыкальный, что-то подскажет мне интонационно, звуково, голосово. Она ничего толком не сказала, но как-то приободрила.

— Какими источниками вы пользуетесь в работе над ролью?

— Все, что можно было прочесть или посмотреть о Раневской, я прочла и посмотрела задолго до начала не то что съёмок, но и проб. Прежде всего, это книга умершего несколько лет назад «эрзац-внука» Раневской Алексея Щеглова (Фаина Георгиевна очень любила Алексея — внука ее подруги, актрисы Павлы Вульф, и считала его также «своим» ребенком — «Труд»). Несколько лет назад у меня была ее первая редакция, но, к сожалению, я ее как-то забыла в поезде. Теперь у меня есть вторая редакция, чуть более сжатая, но тоже хорошая. Еще я читаю дневник старшей сестры Фаины Георгиевны — Беллы, хотя, честно говоря, не очень верю, что это действительно писала она. Конечно, я по много раз смотрела фильм «Вспоминая Раневскую», интервью Натальи Крымовой с актрисой и все отрывки из документальных лент с ее участием, которые смогла найти.

А накануне съёмочного дня обязательно пересматриваю отрывки из фильмов с Раневской в том возрасте, который мы планируем снимать на следующий день.

Главной героине выпал нелегкая доля жить с чувством внутренней свободы в несвободной стране

— Чем по характеру вы похожи на Раневскую, а чем — не очень?

— Мне самой трудно судить, но мои знакомые иногда говорили, что нас роднит мое категоричное чувство справедливости: я всюду возникаю со своей честностью, что не всегда уместно и удобно тем, кто находится рядом. Также не лезу в карман за словами (крепкими в том числе), что было свойственно Фаине Георгиевне. Смею надеяться, что и чувство юмора у нас с ней чем-то похожее, как минимум самим восприятием того, что смешно, а что пошло. А из несовпадений главное, насколько я понимаю, — Фаина Георгиевна очень в себя верила. Хотя дико терзалась тем, что возможно, что-то сыграла не так, тем не менее у нее был крепчайший внутренний стержень. Именно он позволил ей покинуть дом, приехать в Москву и работать здесь, хотя сначала она слышала буквально от всех, что с ее данными тут делать нечего. Меня это восхищает, но я бы так не смогла.

— Некоторые зрители на просторах интернета пишут, что откажутся смотреть фильм, если в нем не будет характерных для Раневской выражений с крепкими словечками.

— Они будут. Другое дело, что ко многим «коронным фразам», которые ей присвоили, Фаина Георгиевна не имеет никакого отношения.

— Ваш любимый афоризм Раневской?

— Раневская сама по себе один сплошной афоризм. Это просто образ ее мыслей, мне кажется.

Разбить на съемочной площадке тарелку с названием фильма считается у кинематографистов ритуалом, приносящим удачу

— В вашей семье кто-то мог хлестко выразиться?

— Конечно. И папа, и мама.

— Какие из работ вашей мамы Любови Полищук вам особенно нравятся?

— У мамы не так много больших ролей в кино. Картина «Любовь с привилегиями» хороша, но я ее с детства воспринимала болезненно, потому что мамину героиню там обижают. Я очень любила и знала наизусть спектакль «А чой-то ты во фраке». Мне нравилась и постановка «Пришел мужчина к женщине», несмотря на то, что в детстве я понимала не более 30 процентов того, о чем там говорится.

— В наше время Любовь Григорьевна многое могла бы сыграть?

— Конечно. Мама, к сожалению, не сделала в кино и десяти процентов того, на что была способна, Любовь Полищук была очень многогранной актрисой, она могла буквально все, в любом жанре и амплуа. Но ушла очень рано.

— В детстве вы часто проводили время вместе?

— Не очень, она ведь много работала. Но чувства брошенного ребёнка у меня никогда не было. Как, надеюсь, за это лето не появилось его и у моего сына.

— Как вам пришла идея несколько лет назад организовать благотворительный фонд помощи детям-сиротам «Я не один»?

— Как-то мой друг Юра Тхагалегов задумал благотворительный фестиваль для детей-сирот. С этой инициативой мы с ним обратились в фонд «Артист», где нас поддержали. После того как мероприятие состоялось, мне и режиссерке Жене Беркович стало понятно, что мы хотим продолжать этим заниматься. И уже вдвоем организовали фонд, хотя ни она, ни я ничего не знали о благотворительности, юриспруденции, бухгалтерии. Все это мы осваивали через «не могу», пытаясь сделать что-то конкретное. В результате фестиваль «Я не один» прошёл лишь дважды, больше мы пока не осилили. Но обязательно вернёмся к этому через какое-то время, когда наши собственные дети немного вырастут и нашего с Женей ресурса (как сейчас модно говорить) хватит и на других. Мы ездили по детским домам, организовывали выездные лагеря с занятиями по всем предметам, так или иначе связанным с театром. Показывали детям, что, став взрослыми, они могут попробовать себя в творчестве. Но чем больше мы этим занимались, тем яснее становилось, что Бог с ней с профессией, основная задача — найти ребенку-сироте родителей и семью. Это оказалось очень сложно — в отличие от маленьких детей, подростков усыновляют неохотно. Считают, что их уже не перевоспитаешь, да и вообще, раз они скоро станут взрослыми, зачем им приемные родители. Но это полная чушь, мама нужна человеку в любом возрасте.

— Женя Беркович руководит независимым театральным проектом «Дочери СОСО», в спектаклях которого играете и вы. Знаю, один из них тоже повествует о подростках, брошенных на произвол судьбы, но только действие происходит во время грузино-абхазского конфликта.

— Это «Считалка» по повести Тамты Мелашвили. У «Дочерей СОСО» уже три постоянно играемых спектакля. «Финист Ясный Сокол» по пьесе Светы Петрийчук, как и «Считалку», мы показываем в Боярских палатах СТД РФ. А «Рисовую собаку» по стихам Федора Сваровского — в Театральной лаборатории КукLab.

— Наверное, в проекте «Дочери СОСО» у вас даже больше спектаклей, чем в Театре на Малой Бронной, в штате которого вы состоите.

— Ну нет. На Бронной пока не ушли из репертуара «Тайна старого шкафа» и «Сирано де Бержерак». А за последние два года еще и прибавились «Норма» Максима Диденко по Сорокину и «Благоволительницы» Микиты Ильинчика по одноименному роману Джонатана Литтла.

— Какую литературу вы любите?

— Художественную. Исторические, биографические или философские книги читаю крайне редко. Люблю Чехова, Достоевского, Ремарка, Пелевина, иногда вдруг попадаю на изумительную современную западную прозу, недавно прочла дивный роман англичанки Клэр Фуллер «Горький апельсин». Мне важно, чтобы в произведении были четко выраженный захватывающий сюжет и притом обязательно «человекокопание». Часто полистываю художественные альбомы, у меня дома их много.

— А хобби у вас есть?

— Я много чем в жизни занималась — могу, например, работать флористом-дизайнером. Да и официанткой доводилось бывать. Еще я делала украшения из бусин. В позапрошлом году начала рисовать, а некоторые из картинок, сделанных на карантине, даже умудрилась продать. Шила платья, мягкие игрушки... Еще в бытность студенткой увлеклась лягушачьей темой, друзья дарили мне статуэтки, сумки, мягкие игрушки, украшения, где использован образ лягушки. До сих пор в моем доме нет-нет да появится какая-нибудь новая жаба, хотя я уже лет 15 их не собираю и не знаю, куда это богатство девать. Вообще постоянного хобби у меня нет, если же что-то делаю, то по внезапно родившемуся яркому желанию. Например, вдруг среди ночи встаю и начинаю шить юбку. Но все это в какой-то момент начинает мне надоедать. Не надоедает только одно — актерская профессия.

Зеркало — давний и верный помощник актеров

— Домашних животных держите?

— А как же, моих трех котов зовут Зяма, Кошак и Фуфа.

— Последнее имя — не в честь ли Раневской?

— Да, но только Фуфа появилась у меня задолго до нынешнего фильма, еще в 2013 году. Двухнедельным котёнком она шла по железнодорожной платформе под Харьковом и норовила упасть на пути, я ее схватила и впрыгнула в уходящий поезд. Есть еще ирландский волкодав Дуня, это папин зверь, но и мой тоже. Коты и собаки были у меня с детства, я без них не могу.

— Что вы себе по-актерски и по-человечески желаете?

— Здоровья близким. И себе. И много-много интересной любимой работы.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9370
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7069
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?