Вчерашняя гибель ракеты-носителя «Протон» с тремя спутниками ГЛОНАСС на старте – еще один сигнал о серьезнейших проблемах в нашей космической отрасли, – говорит авторитетный специалист, бывший заместитель генерального конструктора РКК «Энергия», летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Валерий Рюмин. – Одна неудача – случайность, две можно объяснить невезением, но когда аварии повторяются вновь и вновь, значит, неэффективна сама система управления отраслью, не отвечает требованиям времени работа на предприятиях и в конструкторских бюро.
Масштабные провалы обходятся стране очень дорого – и репутации, и казне. А ведь ракета «Протон» была создана почти полвека назад. Первый пуск трехступенчатого «изделия» состоялся 10 марта 1967-го. С 2001-го Центр имени Хруничева выпускает современную модификацию «Протон-М». Иными словами, это вполне отработанная конструкция. И до недавнего времени «Протон» считался одним из самых надежных носителей. Казалось бы, не должен он преподносить неприятные сюрпризы. Вот почему вчера уверенные в успехе запуска ответственные должностные лица приняли решение о прямой телевизионной трансляции очередного старта ракеты с космодрома Байконур. Зрители в прямом эфире видели шокирующую картину ее гибели.
Уже вскоре после старта стало ясно: с ракетой происходит что-то странное. На 10-й секунде она вдруг отклонилась (влево, если смотреть видеозапись). В ослепительно-ярком факеле, вырывающемся из сопел ракетных двигателей, появились и исчезли темные струи – бесспорный сигнал неисправности ракетного «мотора». Через несколько секунд ракета качнулась вправо. Потом перешла в горизонтальный полет и почти сразу же устремилась вниз. Во время вертикального пикирования отвалилась верхняя часть ракеты. Затем откуда-то вырвалось багровое пламя, которое сразу охватило падающие ступени. Горящие конструкции врезались в пустынную степь в 2,5 километра от стартового комплекса. Огромные черно-багровые клубы ядовитого дыма поднимались все выше. Хронометр показывал: прошло 48 секунд после отрыва ракеты от стартового стола. Позже стало известно: как показала телеметрия, на 17-й секунде произошло аварийное выключение двигателей.
В связи с нынешним ЧП нельзя не вспомнить предыдущую похожую аварию «Протона-М». 5 декабря 2010 года такая же ракета должна была вывести на орбиту тоже три спутника ГЛОНАСС. Но отклонилась от курса, и спутники упали в Тихий океан. Тогда авария произошла из-за разгонного блока. На этот раз, по мнению специалистов, подвел, возможно, двигатель либо система управления.
Что могло произойти с двигателем? Нарушение технологии изготовления, брак, попадание мусора? В прежние времена такое на космических предприятиях считалось экстраординарным событием. Военная неподкупная приемка, свирепый ОТК, жесточайший контроль работали эффективно. Но в 1990-х и позже все эти барьеры были сметены, управляемость в отрасли ослабла, качество работы снизилось до недопустимого минимума. Сегодня вполне возможен и производственный брак, и ошибки в программировании, и заливка лишнего топлива – любые, даже несуразные просчеты и ошибки. Прибавьте к этому неумение организовать надежные испытания.
– В этой отрасли особенно важно, чтобы на руководящих постах были не просто управленцы, а грамотные и опытные специалисты, с большим творческим и организационным потенциалом, – уверен Валерий Рюмин. – В Роскосмосе в высшем и среднем звене таких специалистов почти не осталось. Образно говоря, нужны такие фигуры, как Королев, Глушко, Афанасьев (бывший министр). Генералы и полковники – хорошие люди, знатоки своего военного дела, но быть генераторами идей в сложной технической сфере им трудновато… Отсюда много формальных подходов – издать приказ, выпустить инструкцию. Но этого маловато. Вот на предприятиях вновь занялись повышением качества работы, усилением контроля. А ведь здесь главное – кадры. Кадры, которых нет. Опытнейшие специалисты, на которых во многом держалась система, ушли, а молодой смены им не подготовлено. Надо искать нестандартные решения…
Валерий Рюмин вспоминает, что в прежние времена «Протоны» не взрывались на старте. Да и такого потока аварий отработанных изделий не было. Напомню некоторые ЧП. В августе прошлого года «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» не вывел на расчетную орбиту спутники связи «Экспресс-МД2» и «Телком-3». Оказалось, в жиклере разгонного блока засорилась топливная магистраль. В августе 2011-го из-за аварии ракеты «Союз-У» мы потеряли грузовой корабль «Прогресс», который должен был причалить к МКС. Причина аварии – опять-таки засорение тракта подачи топлива в двигателе третьей ступени. В ноябре окончилась неудачей отправка дорогостоящей уникальной межпланетной станции «Фобос-Грунт» на траекторию к Марсу…
В общей сложности стоимость неудачных запусков Роскосмоса в 2010–2012 годах оценивается экспертами в 27 млрд рублей. Только одна вчерашняя гибель «Протона-М» с тремя спутниками ГЛОНАСС – это более 6 млрд рублей убытков.
Запуски «Протонов» приостановлены до выяснения всех причин ЧП. Начала работать аварийная комиссия под руководством заместителя руководителя Роскосмоса Александра Лопатина. Причины, понятно, назовут, но выведет ли это из крутого пике космическую отрасль? «Протон», по сути, спикировал на Роскосмос.
Как считают некоторые аналитики, это последнее серьезное предупреждение. Об аварии доложено президенту страны Владимиру Путину. Премьер Дмитрий Медведев поручил сформировать правительственную комиссию и «представить список мер по усилению контроля в космической отрасли». Сколько этих мер уже было предложено! А где результат?
Вместо послесловия
По сообщению РИА, запуски ракет-носителей типа «Протон-М» приостановлены до завершения работы аварийной комиссии. Об этом заявил вчера официальный представитель Центра имени Хруничева Александр Бобренев. По его словам, следующий пуск с применением ракеты «Протон-М» был намечен на 20 июля. На орбиту в рамках коммерческого запуска должен быть выведен космический аппарат Astra 2-E.