У известного, барда, актера и гармониста Игоря Растеряева выходит новый, седьмой альбом «Круговорот». Автор представит его в Петербурге16 мая в концертном зале «Колизей» на «особенном театральном концерте». Особенность — в камерном, доверительном формате встречи. О том, как родился сборник, а также о патриотизме, друзьях и «ледовой» рыбалке Игорь рассказал «Труду».
— На этот раз главная тема ваша диска, как понимаю, круговорот жизни?
— Да, в названии выражена основная идея: вечная цикличность и повторение всего сущего. Мысль не новая, но в моем случае доселе неизведанная. Со страниц газеты мелодии, понятно, не напоешь. Могу процитировать строки из песен. «Злые дороги,/коварные тропы,/должен пройти ты,/ругаясь,/скорбя/— но в мутных штормах мирового потопа/чистой воды отыскать для себя». Ну, или так: «И причин искать не надобно/ жизни, канувшей в песок./ Я ушел, чтоб закрутилось/ новой жизни колесо»...
В поиске наиболее выразительных музыкальных форм мы использовали прием наложения гармошки на гармошку. Плюс флейта, труба, гитара. Некоторые песни поются просто под гармонь. Плюс два стихотворения и один речитатив под гитарный рифф-рэп.
Кроме нового альбома, я отобрал в программу кое-что из немалого количества песен, написанных за минувшие 13 лет — те, которые на сегодняшний день мне особенно хочется исполнять.
— А почему выбрали бывший питерский кинотеатр «Колизей» на Невском проспекте, ныне ставший популярной рок-площадкой?
— Я уже не раз там выступал. Зал хороший, место приятное. А публика что там, что в профильных клубах примерно одинаковая. Разве что в сидячем зале она, может быть, немного более возрастная. В клубах народ себя ведет активнее — это «стоячая» история. А тут — не попрыгаешь. Дисциплинирует.
— У вас много песен о России, её людях. Сейчас в нашей стране не очень-то часто поют о любви к родине, в том числе малой, где родился и вырос. Или я ошибаюсь?
— Если б я жил в Пальма-де-Мальорке, по-любому пел бы про креолок и кабальеро, кораллы там всякие и прочие авокадо. Человек ведь сочиняет и поет про то, что близко ему самому. Вот и я пою про своих друзей. А они сплошь и рядом русские люди. Русские по сути своей. Обычные скромные труженики. И темы естественны для российских авторов-исполнителей. Про это много песен не только у меня. Не вижу тут ничего особенного.
— Как бы много этих песен ни было, их явно затмевает так называемая попса с ее слезными «не-любовями» и скачущей по сцене подтанцовкой.
— Попсу обижать не надо. Нас 30 лет приучали её любить, каждый день с утра до вечера показывали по центральным телеканалам. Попса с подтанцовкой была знаменем и символом эстрады все эти десятилетия нынешней идеологии потребления. Поэтому удивляться не нужно. Что посеяли, то и получили.
А что касается патриотизма... Я не люблю все эти базары про него. Затаскали слово, как будто вываляли в чем-то нехорошем. Живите нормальной, а не картонной жизнью. Кругом ведь живые люди. Для меня патриотизм — это связывание своего будущего со своей страной. Не больше, не меньше. Будущего, а не прошлого. Вот и все.
— Многие считают, что любовь к Родине начинается с любви к человеку. Об этом было много песен во времена СССР. В одной, когда-то очень популярной, есть такие щемящие сердце слова: «И снова ты протягиваешь руки,/ Зовешь из невозвратной стороны./ Уже ходили б в школу наши внуки,/ Мой милый, если б не было войны/... Но «работает» ли сегодня такая тихая, некрикливая интонация? Или уже не соответствует времени?
— Хорошие песни есть в любую эпоху. А всякого шлака и в советское время было полно. Просто до нас дошли лучшие образцы. Вот они и работают. Именно потому что хорошие — плюс ностальгия.
— Как, на ваш артистический взгляд, совместить все это — любовь к ближнему, патриотизм, не став притом конъюнктурщиком и сохранив верность собственному исполнительскому стилю?
— Не знаю, что на это отвечать. Не думаю о громких словах и конъюнктуре. Песни пишу про то, что мне интересно.
— По-прежнему регулярно бываете в родных сталинградско-волгоградских местах? Вдохновляют на творчество?
— Был там прошлым летом. Если не считать концертов в Волгограде в минувшем феврале. Сейчас там мой друг Леха Ляхов. Ему исполнилось недавно 45 лет — юбилей! И со страниц газеты «Труд» я хочу поблагодарить его именно за Труд с большой буквы! За то, что он для меня делал все эти годы. За все наши клипы. И вообще за всё. В данный момент года там в степи цветут тюльпаны, а половодье идет на спад. По Медведице (река, левый приток Дона — Л.Б.) прошел карась. И все умные люди его давно поймали на кольцо (это типа хватки или круглого паука — рыбаки поймут, что это за орудие лова). В количестве, приемлемом для длительного пропитания.
А я в Петербурге после спектакля «Это чё за балаган?» (супер-успешного — Л.Б.) обдумываю новый материал. На сцене пока не репетирую. Но начинаю жить им. Всё ещё на уровне замыслов и предчувствий. Могу сказать одно — на этот раз все мои замыслы и предчувствия имеют не деревенский след.
— Общаетесь с коллегами-музыкантами? Чем они живут в нынешнее непростое время?
— Общаюсь с Павлом Додоновым, экс-гитаристом групп ДДТ и «Дельфин». У него свой очень интересный проект. Недавно списывался с Эмом Калининым из «Аффинажа». С Ревякиным Дмитрием как-то говорил. С Гаркушей время от времени. Иногда с группой «Дельфин», с Шагиным Антоном... А так кореша у меня повседневные — простые трудяги. Некоторые из них рыбные браконьеры. То есть, по-современному — импортозаместители, я это так называю.
Тут с одним — КаючИной (дружеское прозвище, ударение на «И») ездил ловить форель на Ладоге. Льда к берегу столько прибило — мы не могли выйти, поставить сети. Представляете? Пришлось по расквашенной старинной русско-финской дороге идти вдоль Ладожского озера километров семь со всем скарбом, чтобы найти большое поле льда, прибитого к берегу, и с него уже поставить сетки. По дороге видали медвежьи следы. Всё, как положено в России. И хоть я на выходе под лед слегка провалился, но свое мы взяли — форель от нас не ушла. Только обратно все это выносить было еще сложнее. Пришлось мне помогать КаючИне, хотя парень он крепкий.
— О чем вам, Игорь, сейчас естественнее всего пишется-поется?
— Пишется теперь почему-то все больше лирическое, с неким отсылом в философию. Видно, начинает сказываться возраст. Альбом «Круговорот», если посмотреть, очень отличается от всего предыдущего моего творчества именно этим — полным отсутствием казачьей тематики и темы прошедших войн. Зато — обращение ко дню сегодняшнему со всеми его переживаниями и событиями. 16 мая в питерском «Колизее» как раз можно будет ответить на этот ваш вопрос. А затем 23 мая — в Москве, через два дня — в Коломне. Далее — Омск (29 мая), Барнаул (30-го).