Главная Культура 00:04 03 Мая 2024 6930
От декаданса до Сталинской премии

Третьяковка вспомнила автора портретной галереи ХХ века Николая Ульянова

Елена Широян, искусствовед
Одна из работ революционной поры - «Автопортрет с парикмахером»

Уже само название выставки в Третьяковке, посвященной творчеству одного из самых известных русских портретистов первой половины ХХ века Николая Ульянова, создает интригу. «Искусство без манифеста» — в эпоху, когда произносилось столько дерзких и даже скандальных художественных манифестов (достаточно вспомнить одного только Казимира Малевича), на смену которым в советское время пришли еще более резкие, уже государственные приговоры приверженцам этих течений?

Однако не спешите записать Ульянова в разряд тихих «реалистов» (это слово вообще не подходит эпохе модерна и символизма, богатой на дюжину разных «измов»). За полвека творчества художник испробовал немало стилистических направлений, хотя в целом оставался приверженцем идеалов юности. То есть Серебряного века, когда сын бывшего крепостного с Орловщины вошел в круг знаменитостей: Ге, Серов, Мейерхольд... К слову — в России рубежа XIX-XX веков при наличии дарования и трудолюбия социальный лифт, как видим, вполне работал!

Судьбоносные встречи случались с Ульяновым с первых лет в Москве, куда он прибыл подростком. Не «в люди», как можно вообразить, начитавшись Максима Горького, а в ученики живописца. Мальчишке повезло: мечта стать «настоящим художником» нашла живую поддержку у матери, мастерицы плетения кружев, и отца, «сумасброда и фантазера», как шутил Ульянов в воспоминаниях. Правда, бывший дворовый доктора Григоровского, а затем и фельдшер в Ельце, привезя сына в Москву, не нашел иного варианта, кроме как отдать его в иконописную мастерскую. Однако вскоре отыскался земляк — студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества Мешков, поселивший юношу у себя и подготовивший к экзаменам в училище, куда того и приняли в 1889 году.

Учеником младших курсов МУЖВЗ (непривычно для нас звучат названия «гипсовый головной класс», «фигурный класс») Николай Ульянов посещает Льва Толстого в Хамовниках, вместе с однокашниками печатает на гектографе его трактат «Царство Божие». Знакомство с крамольными, по мнению официальной церкви, идеями продолжается в беседах с Николаем Ге. Патриарх русской живописи и автор вызывающе неканонических полотен на евангельскую тему сам приходит в квартиру, где живут студенты из «художественной коммуны», а также ведет их в мастерскую к своей картине «Распятие», одной из самых поразительных в русской живописи. В 1895 году Ульянов напишет картину «Художник Н.Н.Ге за работой», словно предначертав себе стезю портретиста.

На старте творческой биографии влияние Ге и Репина, чьи портреты служили Ульянову образцом, дополнят знакомство с французским импрессионизмом и приход в натурный класс училища нового преподавателя — Валентина Серова. В 1900 году, получив звание свободного художника, молодой автор становится его помощником. А спустя год экспонирует картину «В мастерской В. А. Серова. Окно», созданную не без влияния мэтра, но и отразившую собственные эстетические идеалы.

Ульянов и сам становится преподавателем рисунка. Среди его учеников в модной школе Званцевой — будущий классик анималистики Иван Ефимов, его жена Нина Симонович, сестра А.П. Чехова Мария. Спустя год Ульянов организует классы живописи и рисования в своей мастерской, где сотрудничает с Анной Голубкиной. По вечерам приходят люди из мира театра, музыки, литературы. Ольга Книппер-Чехова, два Константина — Станиславский и Бальмонт, Всеволод Мейерхольд и Юргис Балтрушайтис станут моделями портретов, а искусствовед Павел Муратов ещё и другом. В 1904 году согласие позировать дает сам Чехов. Правда, этот портрет создан уже не с натуры, а по эскизам и фото: летом Антон Павлович уехал в Германию, где вскоре умер.

С середины 1900-х Ульянов участвует в престижных показах — знаменитой выставке русских портретов в Таврическом дворце (нашумевший проект Сергея Дягилева), петербургской же экспозиции объединения «Мир искусства». Стилизацию «Принцесса» по мотивам пьесы Гамсуна классик русской критики Владимир Стасов называет «противной куклой» и обрушивается с руганью на «московского декадента Ульянова». Что ещё надо для славы и рекламы?

И вот уже в 1907 году «Портрет О. Л. Книппер-Чеховой в роли Раневской» привозят на VII биеннале в Венеции. Ульянов создаёт эскизы костюмов и декораций для Художественного театра, пишет портреты молодого Мейерхольда, композитора Скрябина и писателя Бориса Зайцева, бизнесменов и меценатов. Запоминаются выразительные образы супруги (и тоже известной художницы) Анны Глаголевой-Ульяновой, дерзко смотрящей на зрителя актрисы Марии Гречаниновой в типаже женщины-вамп эпохи модерна. Совсем иным настроением хрупкости на грани надлома, вполне в духе декаданса, пронизан портрет благотворительницы Анны Бурышкиной — жены крупного московского промышленника и коллекционера, в эмиграции написавшего популярную книгу «Москва купеческая».

Ульянов входит в редакцию элитарного журнала «Золотое руно». Критики видят в нем «вдумчивого портретиста и искателя новых разрешений красочности», он чувствует себя уверенно и в живописи, и в графике. Деятели искусства охотно позируют ему для портретов, меценаты выделяют стипендии для поездок во Францию и Италию. Последние годы Серебряного века пролетают между выставками по всей Европе и плодотворным трудом в различных жанрах и техниках. Композиции «Парижская витрина» и «Кафе» выдают тягу к эксперименту, попытки нащупать новую стилистику. Ещё смелее картины из цикла «Качели» — первый вариант на Международной выставке 1911 года в Риме оценил сам «отец футуризма» Филиппо Томмазо Маринетти. В 1914-м холст был отправлен на Балтийскую выставку в шведском Мальмё, где и застрял из-за Мировой войны. Лишь спустя десять лет эту картину вместе с другими работами Ульянова разыскал искусствовед Игорь Грабарь, вывез на передвижную выставку русского искусства в США, и там ее следы потерялись.

Однако автору тема была дорога, и он не раз повторял свои «Качели», изменяя пейзаж, делая его все более условным. В итоге картины цикла во многих музеях России, как и холсты на другой сюжет, «Оркестр», свидетельствуют об увлечении типичной для футуризма темой движения, ритма, отблесков солнца — словом, жизни города. Каскад отражений в «Автопортрете с парикмахером», который писался в период фатальных потрясений с 1914 по 1921, подтверждает версию, что Ульянов быстро уходил от томного, певучего модерна в сферу более острых авангардных поисков. Однако надежда на революцию в искусстве, что должна бы последовать за социальной, оказалась тщетной.

Из модного портретиста Ульянов превратился в художника «из бывших», спасибо что без дворянских или купеческих корней. Ряды заказчиков поредели, вместо уехавших в эмиграцию нужно было искать новые модели. На портретах возникали то Вячеслав Иванов, то большевик Смилга, то Екатерина Великая рядом с Дидро. В 1927 году художник рисует карандашом композицию «А. С. Пушкин с женой», в 1930-х на её основе создает большое полотно. Окруженные чертовой дюжиной фигур чиновников, офицеров и лакеев «А. С. Пушкин и Н. Н. Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце» застыли в центральном произведении цикла, посвящённого великому поэту. Так стареющему мастеру дала заработать на хлеб магистральная в 1937 году тема, вызванная иезуитским желанием вождя широко отметить зловещий юбилей — столетие гибели поэта. Эпоху пострашнее, чем при Николае Палкине, решено прикрасить хрестоматийным глянцем, переключив внимание с «черных марусь» на шитые золотом мундиры недоброжелателей Пушкина. Впрочем, Ульянов, как человек честный и преданный искусству, работал над своей Пушкинианой с увлечением и самоотдачей. Не потому ли эта картина обрела черты подлинного трагизма?

Иронией отдает факт награждения мастера Сталинской премией в 1948 году за посмертный портрет Станиславского. Особенно если вспомнить, что ещё в 1933 году художник перенес инфаркт после тщетных попыток создать сценографию к пьесе Булгакова «Мольер» — мхатовский спектакль по ней, со скрипом разрешенный лишь в феврале 1936 года, через месяц был снят с репертуара.

Эксперименты следовало отставить и двигаться в русле реализма, теперь уже не критического, а социалистического, доктринального. На поздние картины Ульянова смотреть грустно: то Литературный музей закажет портрет Лермонтова, то для всесоюзной выставки к 25-летию революции требуется картина «В ставке Кутузова». Мастерство не утрачено, но ощущается вымученность, загнанность в жесткие рамки. Впрочем, качество живописи мало что значит для комиссии, важнее правильно «раскрыть тему» и выказать лояльность. Спасали работы для театра, иллюстрации, преподавание. И прекрасные рисунки, и сочинение книг: дар литератора был явлен еще в молодости.

В 1949 году, вскоре за присвоением звания члена-корреспондента официозной Академии художеств СССР, приходит смерть. Выставки в академических стенах мастер уже не увидит. Еще одна, спустя десять лет, вовсе «закрыла» Ульянова, с тех пор воспринимавшегося автором единственной картины — той, где поэт среди черни. Нынешний проект ГТГ — первый с тех пор и самый масштабный. Вернет ли он зрителей прекрасному, но «хорошо забытому» художнику?

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 33188
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7963
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4882
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4672
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4488
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Семен Теодорович рассказал, как они с супругой заменяют друг другу пуделей и что делать, если у человека нет чувства юмора

Марина Суранова
Труд
Артист вот уже более полувека хранит невозмутимое выражение лица. А зрители все это время – смеются. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

В Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоялся концерт, посвященный 80-летию Семена Альтова. Вот уже более полувека Семен Теодорович с невозмутимым видом читает свои миниатюры со сцены, а зрители,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 3998
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...