В нынешнем году, во многих отношениях необычном, и юбилейный, ХХ Московский Пасхальный фестиваль разворачивается по нетрадиционному сценарию. Стартовав 17 апреля, вопреки обычаю, не в столице, а в Ярославле, он вовлек в свою географию Казань, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Красноярск, Томск, Кемерово, Тюмень, Пермь, Киров. И только ко 2 мая добрался до Москвы – зато публике столичного зала «Зарядье» достались сразу две симфонические программы.
Днем симфонический оркестр Мариинского театра под управлением художественного руководителя праздника Валерия Гергиева и пианист Даниил Трифонов сыграли 25-й концерт Моцарта и Восьмую симфонию Брукнера.
Вечернюю же программу исполнители посвятили музыке Сергея Прокофьева, связав это с отмечаемым нынешней весной 130-летием со дня рождения композитора. Впрочем, Прокофьев относится к тем сочинителям, которые не нуждаются в юбилеях для того, чтобы их музыка звучала в концертных залах. Собственно, это и доказала нынешняя программа, продемонстрировав громадный эмоциональный и смысловой диапазон творчества великого русского автора, идет ли речь о Первой «Классической» симфонии – своего рода оммаже Гайдну и Моцарту, бывшим для Прокофьева идеалом отточенности музыкальной мысли, или о Пятой, в которой уже проживший большую, полную радостей и потерь жизнь композитор выразил свое душевное состояние накануне Победы в Великой Отечественной войне.
«Классическую» Гергиев интерпретировал удивительно свободно, особенно в темповом отношении, так что невольно возникли ассоциации с кокетливой танцевальной музыкой XVIII века. Зато Патую предельно спрессовал, проведя все части, кроме медленной третьей – своеобразного военного ноктюрна, – в темпах аллегро и престо. У иного исполнителя это обернулось бы невнятицей – но Гергиеву удалось донести и монументальность первой части, чей рокот и блеск напоминают победные салюты, и тревожный напор второй, и богатырское ликование финала.
Между симфониями программа вместила Второй фортепианный концерт, и здесь, понятно, особый интерес представила сольная партия. Многие помнят Даниила Трифонова еще со времен его победы на конкурсе Чайковского 2011 года как музыканта, тяготеющего к камерности и углубленной лирике. Тем интереснее было наблюдать, как, не отказываясь о коренных свойств натуры, пианист находит в себе силы и широту драматургического дыхания для грандиозной каденции первой части (разве лишь к концу ее, кажется, чуть все-таки устав), для громадного разворота от нереального пианиссимо к кодовой героической бравуре финала.
И обе эти ипостаси – ювелирную точность звуковой линии и брутальность напора – Даниил показал в бисах: первую – в До-минорном Рондо Карла-Филиппа-Эммануила Баха, вторую – в Третьем Сарказме Прокофьева.
А завершил программу оркестровый бис – два фрагмента из балета Родиона Щедрина «Конек-Горбунок». Это было особенно трогательно – в том числе для Родиона Константиновича, пришедшего послушать мариинцев, которые в последние годы, несомненно – самые преданные исполнители его музыки. Ну и как забыть, что 2 мая – не только день рождения Валерия Гергиева, но и день памяти Майи Плисецкой – великой балерины и супруги Щедрина, для которой больше 60 лет назад писался этот балет.
Дальше в маршруте Пасхального – Воронеж, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Владикавказ, Волгоград, Брянск.
А 9 мая, уже в полном соответствии с многолетней традицией, Гергиев со своими подопечными вновь приедет в Москву, чтобы дать дневной концерт на Поклонной горе и вечерний – в «Зарядье».
Но и это не все. Отпраздновав День Победы, маэстро вместе с оркестром направятся в Нижний Новгород, Самару, Альметьевск, Набережные Челны, Челябинск, Сыктывкар, Салехард, Ханты-Мансийск.
17 мая музыканты сыграют два кульминационных концерта в Москве. Первое выступление пройдет днем в зале Врубеля Третьяковской галереи. А вечером в Большом зале консерватории программа Московского Пасхального (напомним, как всегда включающая в себя, помимо симфонической, хоровую, камерную и звонильную части) завершится.