Эпоха спальных районов, построенных с элементарной заботой о жизни человеческого тела и без мыслей о жизни человеческого духа, уходит в прошлое. Но делает это очень медленно. Много ли вы припомните новостроек, куда вместе с инженерами или сразу вслед за ними пришли бы художники? Да, московский Зиларт, использующий конструктивистские останки разрушенного автозавода. Да, кварталы, куда дотянулась со своими авангардными проектами скульптор и куратор Марина Звягинцева. Да, промгород Выкса с его фестивалем ландшафтных объектов… Дальше память журналиста буксует. И вдруг – приглашение на презентацию целого букета арт-проектов в подмосковное Ново-Молоково, о котором раньше вообще не приходилось слышать! Уговариваю себя, что получасовая поездка в забитой маршрутке от одной из окраинных станций метро вглубь области вовсе не страшна, а даже интересна как культурное путешествие…
И ведь так оно и есть. Правда, ничего не могу сказать о самом маршруте: возможно, он красив, как Альпы (во всяком случае поворотов, когда тебя швыряет из стороны в сторону, было много), но увидеть что-либо из-за спин плотно стоящих пассажиров оказалось невозможно. И вот цель – одинокое, как форпост шагнувшей в пустыню цивилизации, зданьице – все стеклянное, светящееся в ранних осенних сумерках. Полное веселого хипстерского народа. С уютной и очень свойской надписью, горящей наверху: «Однушка». Именно тут проходит презентация одноименного арт-проекта, объединившего в себе целую гроздь творческих инициатив.
Придумали проект искусствовед Елена Ищенко и художница Елена Колесникова, а также директор Австрийского культурного центра в Москве Симон Мраз, проводящий сейчас большое социокультурное исследование «На районе»: «Однушка» – его часть. Но ничего бы не состоялось без еще одного человека – президента известной девелоперской компании Дмитрия Аксенова. Собственно, от него исходило начальное предложение – поучаствовать в культурном обустройстве одного из объектов. Как энтузиаст Австрии, Дмитрий, (между прочим, председатель общества российских друзей Зальцбургского фестиваля) обратился к Симону с его богатым опытом международных коллабораций. А тот вспомнил, как интересно было накануне общаться с энтузиастами в Краснодаре, одном из крупных сейчас центров современного искусства России. С теми самыми Еленой и Еленой…
«Однушка», объясняет Лена Ищенко – потому что это самый массово востребованный, особенно у молодой публики, вид жилья. Символ старта жизни и надежд. Пространство объединяющее, а не разъединяющее. Под проект кураторы получили флигелек бывшего офиса продаж, встречающий всякого приезжающего в Ново-Молоково прямо на Володарском шоссе, в нескольких десятках метров от самого поселка. Из 30 заявок, поступивших из разных стран, кураторы отобрали четыре российские и две зарубежные. И уже 1 июня в «Однушку» заселилась первая художница – Варвара Геворгизова. Ее заявка «Худушка» привлекла кураторов единством духовного и материального: Варя собиралась на протяжении месяца отображать малогабаритное жилье, а параллельно «под него» худеть с помощью йоги. Говорят, картинки Вари, а особенно она сама с ее живописными йоговскими позами иногда провоцировали небольшие пробки у соседнего перекрестка: водители впадали в легкий транс.
Одна из живописных шуток на тему малогабаритного жилья
Алиса Олева изобрела другой способ художественного осмысления Ново-Молокова – звала сюда друзей да хоть из Лондона и просила их выразить в рисунке свое ощущение «гения места».
Александр Гореликов обратился к истории – тому, чего новостройки, кажется, вовсе не имеют, однако это не так хотя бы потому, что имеет историю название: в нашем случае оно дано в честь знаменитого полярного летчика Василия Молокова, одного из первых Героев Советского Союза, участвовавшего в спасении челюскинцев весной 1934 года. И среди рисунков Александра мы вдруг видим громадный пароход посреди домов поселка. А еще – маленького ребенка, символ продолжения жизни: ведь даже у участников того давнего похода рождались дети, тем более рождаются они у сегодняшних «покорителей» подмосковной целины.
Однако художественное наполнение собственно «Однушки», как я уже сказал – лишь часть проекта, шагнувшего на территорию всего поселка. Так, Дмитрий Степанов из Нижнего Новгорода вместе с тремя своими коллегами придумали звуковую инсталляцию «Вопросы к размышлению». Под медитативную музыку тебе предлагают посмотреть кругом, приметить, что изменилось со вчерашнего дня, вспомнить, теплы или холодны ручки у твоего подъезда, подумать – уютны ли твои комнаты, чувствуешь ли ты себя здесь в безопасности и что предпримешь, если вдруг увидишь на улице насилие над беззащитным… Дима говорит, что уже 72 человека скачали этот ролик по QR-кодам на стенах домов и, возможно, он помог им психологически «обустроиться» на новом месте.
Аудиоинсталляция Дмитрия Степанова «Вопросы к размышлению» должна помочь обжиться в новых стенах
Дальше нас повели по улицам поселка, где, оказывается, ни один из нижних этажей не продан, а все они сдаются: так, подбирая арендаторов, девелопер собирается управлять культурной средой. И в различных помещениях выставлены проекты ландшафтных объектов, сооружение которых затем предполагается на пленере. Большинство, мягко скажем, причудливы: «Банк-сарай» – подобие Вавилонской башни, куда гражданам предлагается складывать ненужные вещи, чтобы устроить внутри сообщества «натуральный обмен». Громадная босая нога – по мысли авторов, символ экологичности среды: каждый из пальчиков может быть превращен в контейнер для сбора мусора определенного типа. Воронка-амфитеатр – нужен же поселку свой амфитеатр, чтобы устраивать концерты, спектакли, посиделки…
Возможно, и этот амфитеатр-цветок скоро оживит ландшафт Ново-Молокова
– Но разве вкладывание в культуру не противоречит идее зарабатывания денег? – спрашиваю Дмитрия Аксенова.
– Противоречит, – звучит ответ. – Культура – долговременное вложение, а бизнес любит быстрые деньги. Но известно же, к чему все идет: мы умрем, а культура останется. На Западе это осознали давно. Но и у нас все не так безнадежно. После кризиса 2008 года многие поняли, что дензнаки – не гарантия счастья. Например, рядом строится (не нами) большой пригород Лесное, наверняка там будет много детей, и мы предложим коллегам вместе открывать школу искусств, которой пока у нас нет.
Интернациональный проект «Банк-сарая» для обмена нужными вещами символично напоминает Вавилонскую башню. И немного – Пизанскую
…После прощальной вечеринки под квартеты Шуберта (!) нас везут в Москву. Какой контраст по сравнению с забитой маршруткой «туда»… А ведь местные, кто без машины, ездят именно так, если судить по форумам в интернете, полным ругани на транспорт. Но на это меценатская воля уже не распространяется. Нетипичное Ново-Молоково осталось позади. За окном – темные пространства Подмосковья. И до суетливой Москвы еще ехать и ехать.
Но не хочу заканчивать в «черном» колорите. И раскрою вам маленький секрет: я бы, возможно, так и не решился на поездку в Ново-Молоково, если б не зацепился глаз за имя Елены Ищенко. Лена ведь не сразу стала куратором. До того она пять лет работала обозревателем отдела культуры нашей газеты. Так что в свершившемся есть и доля нашего скромного «Труда». Разве одно это – не повод для заметки?