«Елизавета» должна была выйти еще 3 марта. «Россия», щедрая душа, обещала «премьеру года». Но показ перенесли. Сначала на неделю, потом еще на одну и еще. Затем и вовсе анонсировать перестали. А на месте привычных сериалов появились «Вечера» Соловьева. Оно и понятно: что важнее — хоть и красивая, но сказка про людей, живших давным-давно, или творимая на наших глазах подлинная история, пусть и лишенная каких бы то ни было красот? И вот случилось. Так что обещанного пришлось ждать всего лишь полгода. Причем в свеженьких промороликах прозвучала загадочная фраза: «Время пришло!»
Вообще-то по большому счету писать о «Елизавете» особого смысла не имело. Можно было бы взять рецензию «Труда», например, на «Великую», поменять имена героев и артистов, скорректировать даты — и все хорошо бы легло. Искажение исторических фактов ради изящества сюжета — пожалуйста: и тут и там. Великолепная игра нескольких актеров и откровенная неудача большинства других — да. Разговорный язык при императорском дворе точь-в-точь такой же, на каком треплется наша интеллигентская тусовка, — конечно. Слоган, с которым выходит «Елизавета» — «История любви. История России», — ко всем нашим историческим сериалам последних 15 лет можно применить, а уж к тем, что выдает на-гора ВГТРК, безусловно. Даже к «Грозному», уж не говоря о «Софии». Правда, в отдельных случаях следовало бы сформулировать так: «История любви. Плюс немного истории России». Что, в общем, вполне естественно для канала, культивирующего голимые мелодрамы.
Но в подтверждение сказанному все же приведем несколько примеров откровенного вранья и просто неуклюжести в «Елизавете». То, что в сериале Петр I лишь немногим выше своих вельмож, а на некоторых даже смотрит снизу вверх, в принципе можно понять. Есть ли у нас актеры, не только по возрасту, фактуре и таланту, но и по росту более подходящие на эту роль, нежели 187-сантиметровый Александр Балуев, прекрасно сыгравший императора? Ну разве что Николай Валуев, боксер, депутат и артист, в котором 213 см. Как в настоящем царе. Шутка, конечно, но истории кино известно множество примеров, когда с помощью нехитрых приспособлений герои в кадре становились выше. Мелочь, конечно.
Серьезнее другое. Главная интрига сюжета состоит в следующем. Умирая, Петр Великий успевает-таки оставить завещание, в котором назначает свою дочь Лизу, выражаясь современным языком, преемником. Но молоденькой девушке нужен не трон, а шуры-муры, в отличие от ее властолюбивой матушки и ее коварных сторонников. А завещание-то — возьми, да и исчезни! Ну и пошло-поехало. Беда в том, что серьезные ученые доказали: Петр Алексеевич не успел назвать имя наследника. И завещания никакого не было. То есть исходной точкой сценарного движка стала обычная байка. Что ж с того? «Мы не стремились специально к исторической достоверности, хоть и не отклонялись от нее, это чисто приключенческий жанр, как у Дюма, — говорит режиссер Дмитрий Иосифов. — Вольная фантазия на тему: возможно ли то, что происходит в нашей картине? Да!» Про Дюма точно сказано. Но еще больше в «Елизавете» зрители увидели сходства с «Гардемаринами».
И все же с точки зрения текущего момента гораздо интереснее, что канал имел в виду, предварив показ «Елизаветы» словами «время пришло». Ведь теперь любое изменение в программах «Первого» и «России» не остается незамеченным. В одном из предыдущих номеров «Труд» сравнил постоянный перенос сериала с отменой полетов в южные аэропорты. И если бы теперь вдруг объявили, что воздушные гавани возобновляют работу в обычном режиме, то это означало бы, что жизнь входит в обычное, дооперационное русло. Вот так и с показом премьеры. Невольно возникает вопрос: а что произошло-то, коли Соловьева с его программой отправляют в ночь, а развлекательный контент возвращают на прежнее место?
Дело, разумеется, не в ходе СВО, а в том, что обыватель от нее начал уставать. Уже которую неделю подряд по объему аудитории в совокупности лидируют «измеряемые тематические каналы», опережая всех федеральных вещателей. Неслучайно же зритель предпочитает смотреть фильмы, спорт или передачи про зверушек, а не дебаты политологов слушать! Вот и «Соловьев LIVE», в кратчайшие сроки взлетевший на небывалую для новичка высоту, понемногу сползает в рейтинговой таблице вниз. Даже вечный аутсайдер «Культура» по среднесуточной доле опережает канал имени Владимира Рудольфовича вдвое, а развлекательный СТС — и вовсе в четыре раза (данные компании «Медиаскоп»). А если покопаться в Сети, то легко обнаружить, что более живой отклик у нашего доброго народа вызывала такая, например, новость, как пресечение в столице гонки сотни мажоров и отправка их «феррари» и «мазерати» на штрафстоянку, нежели очередной обстрел Запорожской АЭС. Потому-то и пришло время менять ориентацию «ящика» с аналитики на развлечения.
И еще пара соображений. Прежде чем выпустить «Елизавету» в эфир, «Россия» показала ее на общедоступной платформе «Смотрим». Ажиотажа она там не вызвала. Стало быть, телевизионная аудитория сохраняет свой консерватизм и размениваться на всякие интернетовские штучки не желает. И последнее. Что-то подсказывает, что эра костюмных псевдо-исторических сериалов у нас подходит к концу. И где-нибудь там, на самом верху, вот-вот решат, что кино надо снимать не про шальных императриц, а про что-то пафосное и героическое. Как Эйзенштейн. Чтобы чувство гордости за наше прошлое пробирало до костей.