Главная Культура 00:14 02 Сентября 2022 8280
И снова соло для часов с боем

Худруки новые - проблемы старые. После перетряски в театрах ждать ли в них творческого расцвета?

Любовь Лебедина, театральный критик
Со спектаклем «Укрощение строптивой» Театр имени Моссовета рассчитывал выйти из стагнации. Фото предоставлены пресс-службой театра

Новый сезон на московских сценах стартует на фоне таких резких изменений театрального пейзажа, каких в обозримом прошлом и не припомнишь. Где атланты столичного театрального неба — такие как Римас Туминас, Миндаугас Карбаускис, Александр Ширвиндт, Иосиф Райхельгауз? Что за странные кентавры явились на месте десятилетиями привлекавших публику площадок вроде Театра имени Моссовета, «Сферы» и других? Какие идеи несут с собой молодые худруки, которым доверяются академические коллективы со всем их багажом не только свершений, но и нерешенных проблем?

Прошедший сезон с особой силой показал, насколько велика роль художественного лидера, отвечающего за каждого артиста, представляющего собой лицо театра, но не имеющего морального права думать только о собственных амбициях, поскольку в противном случае ставится под угрозу театральное дело, коллективное по самой своей природе.

Трудно вообразить, какими молитвами директору Театра имени Вахтангова Кириллу Кроку удалось договориться с Министерством культуры — объявить на два года мораторий на должность худрука после ухода Римаса Туминаса, оказавшегося под огнем критики вследствие выраженного им отрицательного отношения к специальной военной операции на Украине. Впрочем, спектакли Римаса Владимировича продолжают идти в репертуаре, а «Евгений Онегин» и «Дядя Ваня» даже украсили афиши ряда отечественных фестивалей. 6 сентября театр начнет 102-й сезон постановками «Гроза», «Превращение» и уже названным «Евгением Онегиным». Кроме того, планируется в течение года выпустить 10 премьер уже без Туминаса. Интригующая перспектива, только вряд ли кто-то из специалистов рискнет сегодня строить прогнозы насчет этих работ в коллективе, осиротевшем после вынужденного расставания с художественным руководителем, бывшим его настоящим лидером. Ведь и творческая атмосфера неизбежно изменится, и актеры в этих условиях не преминут попробовать себя на стороне.

Так, Алексей Гуськов уже согласился играть у Сергея Газарова в «Собачьем сердце» в Театре Сатиры. Да и как поведет себя Юрий Бутусов, сохранивший должность главного режиссера вахтанговцев, — тоже большой, если не больной вопрос. Вряд ли он откажется от запланированных работ в других театрах: служба службой, но и личный успех никто не отменял. Вот и в РАМТе, руководимом Алексеем Бородиным, 101-й сезон уже начался 30 августа с известного спектакля Юрия Бутусова «Сын», побившего все рекорды по заполняемости зрительного зала.

Любая смена руководства — серьезное испытание и повод для сакраментального вопроса: «Что делать?». Но как непохоже отвечают на него в разных коллективах! Так, демарш Миндаугаса Карбаускиса, в пандан своему соотечественнику-литовцу Туминасу не пожелавшего оставаться во главе Театра имени Владимира Маяковского, вызвал изрядный шок. Лишиться худрука, с которым артисты за 20 лет съели не один пуд соли, выходили и на красную дорожку «Золотой маски»? Да еще накануне 100-летия театра, каковое негоже встречать в состоянии творческого разброда.

За кандидатуру Егора Перегудова, до того служившего главным режиссером упомянутого РАМТа, маяковцы проголосовали единогласно. Во-первых, будучи учеником Сергея Женовача, он, приверженец системы Станиславского, умеет распознать в актере скрытые возможности и создать ансамбль. Во-вторых, Перегудов оказался не чужд магическому реализму, заложенному в «Маяковке» ее легендарным лидером Андреем Гончаровым, и потому не производит впечатление человека со стороны. Более того, он предложил Карбаускису продолжить репетиции спектакля «Господа Головлевы» по Салтыкову-Щедрину на правах приглашенного режиссера, а воспитаннику мэтра Анатолию Шульеву — открыть юбилейный сезон спектаклем «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе Александра Островского. Таким образом, традиции «Маяковки» и при новом худруке продолжают питать коллектив и радовать зрителей.

Спектакль Российского академического молодежного театра «Сын» проходит при неизменных аншлагах

Совсем другую картину мы наблюдаем в «Ленкоме» после ухода из жизни Марка Захарова. Три года генеральный директор Марк Варшавер искал замену уникальному мастеру — и вот наконец представил коллективу 38-летнего Алексея Франдетти. Решение радикальное: за свою не очень долгую карьеру режиссер поставил 40 спектаклей в Большом и Мариинским театрах, МХТ имени Чехова, московском Театре имени Пушкина, Театре на Таганке...Трижды удостаивался «Золотой маски», причем всякий раз по категории «оперетта/мюзикл»: профиль, согласитесь, вполне подходящий для «Ленкома», прославившегося рок-оперой «Юнона» и «Авось», «Женитьбой Фигаро» и другими представлениями в формате открытого площадного театра. Да и работает молодой маэстро по-современному оперативно — исхитряется выпускать спектакли за шесть недель, уделяя главное внимание броской художественной форме и внешнему рисунки роли, не слишком, по моим наблюдениям, заботясь о внутреннем содержании образа.

Но подойдет ли такой «бродвейский» метод захаровским артистам, выросшим в русской сценической традиции, причем уровень мастерства их таков, что многие сами в состоянии поставить крепкий спектакль? Например, недавно Александр Лазарев уверенной рукой придал новое дыхание возобновленной постановке Марка Захарова «Поминальная молитва»... Неудивительно, что его величество гендиректор, не желая особенно делиться властью, поначалу звал Франдетти всего на год, и лишь потом мы узнали, что департамент культуры рискнул подписать контракт с главрежем на три года.

В прошлом сезоне в Театре имени Моссовета дела складывались не то чтобы плохо или отлично, но выдающихся событий не наблюдалось. Даже спектакль Андрея Кончаловского «Укрощение строптивой» (на фото), который, как рассчитывали, должен был вывести театр из стагнации, прошел скромно. Актеры, за время вынужденного застоя утратившие драйв и стремление получать удовольствие от собственной игры, не смогли совершить желаемого рывка. Добавим сюда власть худсовета, где чувствовавшие себя незаменимыми артисты распределяли роли по собственному усмотрению...

Столкнувшийся с таким проблемным наследством Евгений Марчелли решил, по проверенному рецепту, отступить на несколько шагов назад и обратиться к старым мастерам, гарантированно заряжающим публику неиссякаемой энергией. И 15 сентября, в начале тоже юбилейного, 100-го сезона зрители увидят в постановке молодого режиссера Павла Пархоменко знаменитую комедию Освальда Заградника «Соло для часов с боем», повествующую как раз об этом — о борьбе с унынием, несмотря на груз лет. Увидит свет рампы и легендарный «Маскарад» Лермонтова в трактовке Марчелли, где будут участвовать юные артисты вновь присоединенного к Театру Моссовета МОСТа — до минувшей весны Московского открытого студенческого театра. Кстати, заодно и узнаем, насколько удачно было решение депкульта, многими раскритикованное, о таком соединении «коня и трепетной лани».

Дело ведь не только в том, насколько совместимы творческие принципы академического и студенческого театров, Евгения Марчелли и много лет руководившего МОСТом Евгения Славутина. Суть проблемы в том, что русский репертуарный театр, подобно государству в государстве, построен на единоначалии художественного руководителя. Именно он рулит творческим процессом, формируя союз единомышленников, в котором немыслимы группки и «фракции», способные разрушить творческую атмосферу в театре. Никакой даже самый грамотный директор не заменит худрука, так как не способен выступать в роли генератора художественных идей и в лучшем случае лишь обеспечит сохранение спектаклей как музейных экспонатов.

Но мы-то ждем от театра много большего!

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5258
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4314
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Звезда отечественных мюзиклов желает читателям «Труда», чтобы они ощущали себя счастливыми здесь и сейчас

Анна Чепурнова
Труд
Мечта Валерии - сыграть большую, знаковую роль в кино. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На телеканале «Россия 1» продолжается шестой сезон музыкального гранд-шоу перевоплощений «Один в один». Одна из главных участниц его — звезда отечественных мюзиклов, актриса кино и театра...