Один из самых интересных летних фестивалей — «Архстояние» в арт-парке близ деревни Никола-Ленивец в Калужской области — собрал на своих лужайках в прошлые выходные около 10 тысяч гостей.
Каждый год тема фестиваля меняется — в этом году ее определило короткое и веское слово «Мы». Двумя наиболее интересными арт-объектами стали «Баня-форум» основателя парка Николая Полисского и три деревянные башни художника Андрея Сяйлева: «Инсекто-фаланстер», «Птичья колокольня» и «Театр природы» — под общим названием «Дома Земли».
Идея «Бани-форума» пришла к Полисскому в далеком 2003 году, когда он вместе с жителями деревни Никола-Ленивец впервые отправился показывать их артельный лэнд-арт на фестиваль «Арт-Клязьма». В 2024 году «Баня» идеально подошла к теме «Мы». Как известно, римские бани, подобно римскому форуму, были центром общественной жизни, где решались важные вопросы. «Баня-форум» Полисского напоминает античные руины, только колонны сделаны не из мрамора, а из орешника, которого много в окрестностях Никола-Ленивца. Автор остался верен своему всегдашнему принципу возводить объекты из подручных материалов. В итоге за три дня фестиваля 600 человек успели попариться и еще 300 — стать слушателями лекций и мастер-классов. Говорят, что билеты в эту интеллектуальную парную были забронированы в течение 30 минут с момента их появления на сайте фестиваля.
В интеллектуальной парной. Фото автора
Башни «Дома Земли» Андрея Сяйлева предлагали гостям приобщиться к жизни пчел («Инсекто-фаланстер» с пчелиными ульями наверху), птиц («Птичья колокольня») и растений («Театр природы»). Вместе с художником над домами работали пасечник, орнитолог и травница. Башни сооружены из старых дверей, ставен, оконных рам и наличников. Самым интересным объектом оказался пчелиный «Инсекто-фаланстер», созданный при помощи местного пчеловода Владимира Соколова — он одолжил объекту на время фестиваля несколько своих ульев с пчелами, обитатели которых за пару дней размножились до нескольких десятков тысяч. Чтобы привлечь зрителей, жужжание ульев через громкоговорители транслировали наружу для слушателей на лужайке. Желающие могли надеть защитные костюмы и сетки и забраться по лесенке на башню, чтобы понаблюдать жизнь пчел собственными глазами.
Среди новых перформансов наибольшей популярностью у гостей пользовался мини-концерт художника Габбилена Галычева «Прекрасное далеко». Три года назад, когда темой фестиваля было «Личное», Габбилен катал желающих в лодке по пруду, как бы случайно рассказывая им разные истории личного характера. В этом году по его предложению на лесной лужайке была установлена импровизированная сцена, где три раза в день хор женщин солидного возраста в белых блузках и красных галстуках исполнял под фонограмму песню из известного кинофильма «Гостья из будущего» (1985) — видимо, оценивая с высоты прожитых лет то прекрасное, которое когда-то казалось им таким далеким. Ностальгическая мелодия неизменно собирала на поляне большое количество гостей.
А завершением фестиваля в воскресенье стал перформанс «Шествие» с участием художников и зрителей. По его ходу было закончено расписываемое общими усилиями на протяжении всех трех дней 100-метровое полотно — его перенесли от мастерской к знаменитой Ротонде, одному из самых первых объектов арт-парка (архитектор Александр Бродский), и спустили с крыши вниз.
В число наиболее забавных арт-объектов фестиваля вошла Banana Gallery — передвижная галерея, стены которой сделаны из коробок из-под бананов — своего рода пародия на галерейный бизнес. И представленные здесь произведения носили пародийный характер: «Ручной и интеллектуальный труд», «Банановая лестница в небеса»... Впрочем, любой гость мог принести свое произведение и, пройдя отбор, получить 30 минут славы, пригласив друзей и пройдя в галерею по красной дорожке, расстеленной прямо на лужайке.
Новинками этого года стали кэмпы — тематические лагеря участников из разных городов, а также «коллективные действия», когда при помощи телеграм-чата собиралась группа желающих, чтобы вместе покричать, потанцевать, посмотреть фильмы про арт-фестивали мира, искупаться ночью в реке Угре или просто объединиться вместе, если ты приехал на фестиваль без компании.
Тематика кэмпов тоже оказалась довольно разнообразной: ленивое покачивание в гамаках, просмотр немых черно-белых фильмов, клуб английского языка «Блин, I don’t understand», арбузная пирамида из поволжского Камышина, лагерь «Продленка» (как в детстве, только для взрослых), скетч-культура, где учили делать быстрые зарисовки, ну и, конечно, все та же пасека «Мы — пчелы».
Гости покидали арт-объекты, явно зарядившись их позитивом. Фото автора
В общем, тема «Архстояния» в этом году была выбрана как нельзя удачно — что может быть естественнее для сотен незнакомых людей, собравшихся в одном месте, чем стремление объединиться? И, судя по всему, единение многим удалось. В первый рабочий понедельник чат «Архстояния» заполнили ностальгические фото офисных работников, сидящих за компьютерами с фестивальными браслетами на запястьях — воспоминание о трех насыщенных днях в Никола-Ленивце.
Кстати
Название фестиваля «Архстояние» — отсылка к знаменитому стоянию русских и татарских воинов на реке Угре поблизости от Никола-Ленивца в 1480 году. «Арх» подразумевает связь с искусством архитектуры.
Создателем и идейным вдохновителем «Архстояния», так же как и самого ландшафтного парка, где он проходит, является художник Николай Полисский, живущий в этих местах с начала 90-х годов. Поселившись в Никола-Ленивце, Полисский оставил живопись и стал заниматься лэнд-артом — сооружать необычные объекты из подручных материалов, т.е. из дерева, лозы, сена и т.п. Сейчас парк насчитывает несколько десятков таких объектов, и с каждым годом их число растет, как растет и число гостей, приезжающих посмотреть на диковинные сооружения и принять участие в фестивальных мероприятиях. Нынешний фестиваль — 19-й по счету. В следующем году «Архстояние» будет отмечать свой юбилей.