Автодилеры сумели нарастить уровень продаж машин до показателя 2019 года. На это повлияло два главных фактора: отложенный из-за коронавирусных ограничений и кризиса спрос и расширение мер господдержки автомобильной отрасли, пишет газета «Ведомости». Но годовой прогноз по продажам железных коней оставляет желать лучшего, предупредил экономист.
Очередь в салоны
Цифры по реализации автомобилей в июне сопоставимы с июнем 2019 года, рассказал представитель автодилера «Рольф». При этом лучше, чем в прошлом году продаются авто с пробегом, уступает им в этом новая техника. Но, как утверждает директор по маркетингу компании «Авилон» Андрей Каменский, продажи новых авто зафиксировались на отметках июня 2019 года, машины с пробегом отстают на 4%.
«Мы ожидали, что, наверное, покупательского спроса не будет, что шоурумы будут пустовать. Оказалось, что у людей деньги остались и они готовы приобретать автомобили сейчас», - сказал BFM.ru руководитель отдела продаж «Авилон.Volkswagen» Михаил Васильев. Такая ситуация продлится до августа, а потом будет спад: «2020 год не обещает нам хороших продаж», считает он. Спрос россиян активный, и даже немного выше прошлогоднего, заявил и президент «Фаворит моторс» Владимир Попов.
В Северной столице автосалоны открылись на неделю позже московских, поэтому продажи ниже прошлогодних на 20%. Но у потребительской активности хорошая динамика, говорит гендиректор ГК «Аларм-моторс» Роман Слуцкий.
По словам представителей отрасли, автосалоны уже сталкиваются с дефицитом техники: сказывается простой заводов из-за коронавируса, планы по производству и поставкам сдвинулись. Положение с дефицитом разрешится в течение двух-трёх месяцев, отметил президент ассоциации «Российские автодилеры» Олег Мосеев. В каком-то смысле дефицит даже благо, считает он: переполнение складов в это время было бы для дилеров крайне нежелательным.
Рука государства
Главная заслуга в оживлении спроса принадлежит госпрограммам, сказал TRUD.RU ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников. Хотя сыграли свою роль рекордное снижение ключевой ставки до 4,5% и отложенный спрос граждан.
С 1 июня Минпромторг обновил льготные программы автокредитования. Диапазон скидок на авто составляет от 10% до 25%, а предельная стоимость машины в рамках льгот достигла 1,5 млн рублей. Самая высокая скидка – 25%, доступна жителям Дальнего Востока (можно даже с пометкой о временной регистрации). Инициатива касается только марок ВАЗ, Renault, Сhevrolet, Volkswagen, Skoda, Kia, Hyundai, произведённых в России.
Программа «Первый автомобиль» предполагает скидку для тех, у кого прежде не было транспортного средства. «Семейный автомобиль» даёт возможность упростить покупку авто для семей с одним ребёнком, а не с двумя и более – как прежде. Также с 1 июня могут рассчитывать на льготы сотрудники государственных медучреждений и те, кто готов сдать технику старше 6 лет по программе «Трейд-ин».
«В целом по году прогноз неудовлетворительный. Мы видим только всплеск: кроме перечисленных факторов, люди просто хотят в тёплое время приобрести автомобиль и этим разнообразить свой отпуск в России, пока с границами ситуация под вопросом», - предупредил Масленников. Важно помнить и о том, что спрос растёт на низкобюджетный сегмент: китайская техника уже начала теснить конкурентов из Южной Кореи, нечего и говорить о премиальных брендах.
«Спрос на машины остаётся важным индикатором роста или падения доходов граждан, но сейчас надо обращать внимание и на иные маркеры: например, продажи гаджетов», - сказал эксперт.
Ажиотаж спроса связан как с господдержкой, так и с трёхмесячным простоем на производствах, соглашается главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков. «Если ажиотаж схлынет, то к сентябрю ситуация придёт в норму», - считает он (цит. Nation News). Производство и поставки – дело некоторого времени, под угрозой долгосрочный спрос. «Говорить о том, что у нас будут или есть проблемы с автомобилями я бы не стал. У нас сейчас будут проблемы со спросом на автомобили», - прогнозирует Кадаков.
Надежды Минпромторга
Продажи автомобилей вернутся к докризисному уровню в 2021 году, заявил на днях журналистам глава Минпромторга Денис Мантуров. Производство и продажи машин в России из-за кризиса упадут как минимум на 15%, заявлял также чиновник.
В прошлом году Россия произвела 1,5 млн легковых авто и 156 тысяч грузовиков, фиксировал Росстат. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковушек составили 1,76 млн штук. В мае 2020-го продажи новых легковых машин и лёгких коммерческих авто в России сократились на 51,8% по сравнению с маем 2019 года. В апреле рынок просел ещё сильнее: на 72,4%, что стало крупнейшим падением розничных продаж за всю историю наблюдений.