Режиссер Евгений Писарев любит обращаться к эпохам крутых перемен. Год назад в Театре Наций прогремело его «Кабаре», получившее целых пять «Золотых масок». Там была трагедия надвигающейся катастрофы, которую нес с собой нацизм. Сейчас в Театре им. А.С. Пушкина, где Писарев — художественный руководитель, им поставлена булгаковская «Зойкина квартира».
Спектакль рассказывает о том, как жилось сразу после другого глобального изменения — революции в России, для многих ставшей настоящим бедствием.
Речь идет в первую очередь об аристократах. Уехать за границу после смены режима смогли не все: одни остались из любви к родине, другие, как герой спектакля, «бывший граф» Обольянинов — от безденежья и нерешительности. Покинуть страну ему не на что, но и жить в ней он не хочет.
Спасти растерянного графа решает влюбленная вдова, Зоя Денисовна Пельц (Александра Урсуляк). В ее героине столько предприимчивости, что, кажется, если бы не поставленная цель, она бы сделала себе карьеру и в советской стране. А цель эта — заработать денег, чтобы отбыть с Обольяниновым в Париж. Для этого, по мнению Зои Денисовны, все средства хороши, включая организацию борделя под видом ателье в своей квартире. Правда, актриса на сцене выглядит настолько интеллигентно и аристократично, что иногда даже становится странно, когда эту изящную женщину в вечернем платье другие персонажи называют Зойкой. В героине Урсуляк, пожалуй, больше от дамы с камелиями с ее жертвенной любовью, но это не очень сочетается с образом бандерши.
Зато абсолютное попадание в роль — у Елизаветы Кононовой, играющей молоденькую служанку Манюшку. Грим помогает представить ее этакой девчонкой из деревни с рябоватым лицом и не очень хорошими зубами, но не лишенной обаяния, хитроватой и катающейся как сыр в масле под крылышком у доброй хозяйки. А потом с невинным видом ее предающей. Неподражаемо танцуя в «ателье» в костюме а-ля рюс, Манюшка напоминает девочку-матрешку, притом изрядно зловещую.
Мужчины в спектакле выглядят слегка карикатурно. Обольянинов, эта великая Зойкина любовь, в исполнении Александра Дмитриева похож на тряпичную куклу с преувеличенно размашистыми движениями непризнанного музыкального гения. Впрочем, этот персонаж все равно мил, даже при некоторой нелепости. Да и как еще изображать человека, который, по сути, сидит у женщины на шее, но считает ниже своего достоинства взять хотя бы чаевые за фортепианную игру, в то время как она оплачивает все его нужды, зарабатывая не слишком приятным для себя способом?
Александр Матросов в роли влиятельного богача, коммерческого директора треста Гуся-Ремонтного, сначала сильно напоминает Брежнева. Он величав, скован в движениях, а сам словно высечен из камня — такому, кажется, нипочем житейские бури. Но это впечатление обманчиво. Когда выясняется, что Гусь-Ремонтный несчастен в любви, его герой очеловечивается и в финале вырастает прямо-таки в трагическую фигуру.
Евгений Писарев поставил пьесу Булгакова в жанре нуар. Спектакль начинается вроде бы с радостного для главной героини события — она достала документ, разрешающий открыть ателье, что, по ее мнению, дает путевку в лучшую жизнь. Однако сама атмосфера и Зойкин «злодейский вид» со шляпой, натянутой почти до подбородка и поднятым воротником, говорят нам о том, что ничем хорошим это предприятие не закончится.
Несмотря на закономерный грустный финал, в спектакле много забавных моментов. Например, очень смешные выступления женщин из «ателье». А вот песня Зойки (Александре Урсуляк в спектакле предоставлена возможность блеснуть замечательными вокальными данными) довольно серьезна, в ее говорящем названии «Не мешайте мне жить» — смысл всей постановки: времена, увы, не выбирают (в чем мы можем убедиться и сегодня). И не остается ничего другого, как стараться жить так, чтобы, с одной стороны, это не было похоже на унылое пережидание, а с другой — чтобы не потерять себя.