Глава Счетной палаты Алексей Кудрин выступил с предложением изменить в стране систему социальных пособий: платить из казны не выборочно, а всем семьям и одиночкам, чьи доходы окажутся ниже официального порога нищеты. Цель — сокращение бедности с нынешних 13,5% населения страны до 6,5% в 2030 году. Как и было указано в национальном проекте.
«Мы разработали подходы, включая математическое моделирование, учитывая все социальные группы, дефицит доходов в разных семьях, и разработали модель, которая позволяет нам сегодня определить возможный путь и параметры, как достичь этих целей», — доложил господин Кудрин на встрече с президентом Владимиром Путиным. Аудиторы СП в ходе проверок проанализировали разные программы и меры, которые могут влиять на снижение бедности. И нашли среди них такие, которые «при всех тратах не влияют ни на что». Тогда зачем их тратить?
Эти «лишние» деньги СП обнаружила, например, в детских пособиях, которые начисляются по уходу за «грудничками» до 1,5 года из расчета 40% от зарплаты матери — но не менее 7082 рублей 85 копеек и не более 29 600 рублей 48 копеек. По логике господина Кудрина, максимальное пособие в этом случае получают не те, кто живет на доходы ниже прожиточного минимума, а те, кто богаче.
А основная идея экс-министра финансов состоит в том, чтобы право на социальные пособия получили абсолютно все российские семьи — как с детьми, так и бездетные. Но при одном условии: доход домохозяйства, претендующего на пособие, должен быть ниже официального прожиточного минимума. То есть государственные выплаты должны лишь помогать беднейшим слоям населения преодолеть официально установленный порог нищеты. Тем более что обязанность государства обеспечивать всех людей доходами не ниже прожиточного минимума теперь прописана и в Конституции.
Авторитетный экономист из Института современного развития Никита Масленников считает такой подход к оказанию поддержки малоимущим более прогрессивным. Тем более что сегодня деньги, полученные на ребенка, распределяются между всеми членами семьи. Из-за чего даже максимальное пособие на малыша может не покрывать общий дефицит семейного бюджета — и тогда в «официальной нищете» живет вся семья. По мнению Масленникова, деньги на осуществление проекта в бюджете имеются: «В пандемию мы видели, как оказывалась дополнительная поддержка, так что средства на это есть. Другое дело, что потом она начала под разными соусами сокращаться и дифференцироваться. Вопрос не в деньгах, а в адресном характере и эффективности этой помощи».
Проект Алексея Кудрина по многим параметрам напоминает концепцию безусловного основного дохода (БОД), которая прорабатывается во многих странах мира. Как утверждают политики, в России, где осенью предстоят парламентские выборы, будет странно, если ни одна из партий в своей предвыборной программе не затронет необходимости введения БОДа. Вспомним, что в августе прошлого года, накануне единого дня голосования, Дмитрий Медведев вскользь затрагивал эту тему. А на днях ряд Telegram-каналов сообщили, что в предстоящем послании Федеральному собранию Владимир Путин тоже может объявить о начале эксперимента по введению минимального гарантированного дохода в некоторых российских регионах.
В Европе это пока отрабатывают в порядке эксперимента. В Финляндии два года 2 тысячам безработных, выбранным методом случайной выборки, платили ежемесячно по 560 евро независимо от того, какой у них был другой доход (в том числе пособие по безработице) и как активно они искали работу. Эффект оценили как положительный в психологическом плане. «Участники испытывали меньше депрессии, грусти и одиночества, более позитивно воспринимали действительность, доверяли общественным институтам в большей степени и были более уверены в своем будущем и своей способности влиять на жизнь», — говорилось в отчете.
Выглядит это несколько забавно, если не учитывать, что эксперимент проводился в том числе и для изучения отдаленных последствий технологического прогресса, когда на планете останется значительно меньше традиционных ныне рабочих мест. И неизвестно, как будут чувствовать себя люди, для которых не найдется возможностей приложить свои силы для общественно полезного труда.
Возможность выплаты «базового дохода» обсуждается в Австрии и Венгрии, Нидерландах и Германии. Популярна эту тема и в России. Но... В прошлом году НПФ Сбербанка и портал «Рамблер» проводили опрос на предмет занятости. И вот результат: 19% россиян оставили бы работу и жили в свое удовольствие, если бы у них был доход, не зависящий от зарплаты. При этом для беззаботной жизни большинству респондентов нужно не менее 100 тысяч рублей в месяц. Свободное время они заполняли бы путешествиями (28% опрошенных), саморазвитием (20%), хобби (18%). Четверть респондентов посвятили бы себя семье и детям. Еще одно образование хотели бы получить 5% опрошенных, совершенствоваться в спорте — 2%...
Но интереснее другое: на «базовый доход» как способ пропитаться не работая смотрело явное меньшинство: на 30-50 тысяч рублей в месяц согласны лишь 9% респондентов, на 20-30 тысяч — 5%. Остальным требовалось гораздо больше денег — до 150-200 тысяч, чтобы жить в свое удовольствие. Не будет преувеличением предположить, что люди в ответах просто озвучили свои мечты о заработках, обеспечивающих «нормальную жизнь». И заметьте: запросы их скромны: даже 200 тысяч рублей — это чуть больше 2 тысяч евро, то есть меньше средней зарплаты квалифицированного европейского строителя, портного или продавца. А цены в российской «Пятерочке» ничуть не ниже аналогичной сети Lidi в Германии. Конечно, в Германии значительно дороже жилье, развлечения, бензин, интернет, транспорт и многое другое. Но в России самое низкое — это зарплата подавляющего большинства работников. В мировом рейтинге уровня оплаты труда наша страна занимает 68-е место.
Еще в 2017 году вице-премьер Ольга Голодец признавала: «Та бедность, которая в стране есть и фиксируется, — это бедность работающего населения. Это уникальное явление в социальной сфере — работающие бедные». Вице-премьер назвала это системным пороком. Ибо «нет такой квалификации, которая достойна уровня зарплаты в 7,5 тысячи рублей. Даже если человек окончил среднюю школу, то по выходе его труд должен оцениваться несколько на другом уровне. Нам предстоят серьезные обсуждения по повышению минимального размера оплаты труда».
Но год назад вместе со всем составом Кабинета Ольга Голодец была отправлена в отставку и ныне работает зампредом правления Сбербанка. А заступившая на ее место вице-премьер Татьяна Голикова на этой неделе на церемонии подписания генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и правительством на 2021-2023 годы заявила лишь о планах поднять в будущем году МРОТ на 4,7%, а еще через год — на 5,8%. Учитывая, что инфляция в России сейчас составляет 5,8%, получается, что увеличения реальной зарплаты в ближайшие годы россиянам не видать. И лишь наше высшее чиновничество по зарплатам не уступает ни Европе, ни Америке.
Комментируя ситуацию, профессор ВШЭ, доктор экономических наук Иван Родионов заявил, что государство оказывает крупным предпринимателям беспрецедентно огромную поддержку. «Суть этой поддержки заключается в бедности нашего населения. По сути, из-за неразвитости и неконкурентности нашего рынка труда у бизнеса имеется прекрасная возможность платить людям такие низкие зарплаты, которые даже в Африке сейчас невозможны. Люди же нередко готовы работать буквально за еду, причем еду низкого качества и совсем не в тех объемах, которые можно было бы назвать достаточными. При этом они в массе своей никому не интересны, кроме опять же государства, которое все время пытается загрузить их новыми налогами».
Зато нынешние планы Алексея Кудрина избавят российскую статистику от графы «нищие», ибо страна будет аккуратно доплачивать малоимущим до уровня «прожиточный минимум» — не меньше, но и не больше.
Вместо послесловия
Глава Китая месяц назад объявил о полной победе над абсолютной нищетой: «С 2012 по 2020 год, на 10 лет раньше установленного 2030 года из состояния нищеты мы вывели все бедное население сельских районов — 98,99 млн человек и 128 тысяч деревень в 832 уездах. А всего с конца 1970-х, когда китайские власти провозгласили политику реформ и открытости, черту бедности преодолели 770 млн человек», — сообщил Си Цзиньпин. Здесь надо учесть, что по китайским государственным стандартам находящимися за чертой бедности считаются те, чей годовой доход не превышает 2,3 тысячи юаней (около 340 долларов). То есть меньше доллара в день. В России порог выше — 1,5 доллара. Но в Китае средняя месячная зарплата уже составляет 900 долларов и за последние 10 лет выросла наполовину, а в России она нынче 625 долларов, а в 2012 году была 860.