Пока иные деятели культуры лишь раздумывают над тем, что сказать на тему СВО, театр имени Моссовета сделал это, выпустив спектакль «Неотправленные письма» по роману Олега Роя, в свою очередь основанному на письмах защитников Донбасса.
Одиннадцать таких посланий, случайно найденных почтальоном Надеждой в разрушенном отделении связи, полны искренности, нежности и раскаянья. Неудивительно: когда смерть стоит за спиной, хочется успеть сказать о главном.
Вот и художник Вадим Андреев обошелся без пафоса: сцена выглядит аскетично, в духе документальной хроники. Высокие белые выгородки напоминают стелы — ассоциацию усиливает видео с изрыгающими снаряды вертолетами, похожими на драконов.
Надежда (Ольга Кабо) и ее муж Владимир (Дмитрий Щербина), оперирующий в госпитале под артобстрелами, понимают, что письма, оказавшиеся в их руках, — ниточка, связывавшая бойцов с домом, родными лицами. Супруги решают прочитать послания — иначе не найти адресатов.
И в который раз опровергая расхожее утверждение, будто у войны не женское лицо, в госпитале появляется юная сестричка Левочкина в трогательном исполнении Полины Тихомировой. Она пытается облегчить страдания оставшемуся без ног парню, читает сводки с фронта ослепшему боцману и ночи напролет просиживает у кровати Лехи Сиги, мечтающего, когда закончится «эта срань», вернуться в родные края. Увы, не случилось Лехе вернуться...
Режиссер Вячеслав Манучаров не стал выводить на сцену авторов посланий — в них перевоплощается Владимир Андриянов. В его исполнении возникает коллективный портрет людей, связанных одной бедой и целью.
Исповедальные письма адресованы конкретным людям — и каждому из нас. Даже тем, кто отгородился от беды стеной — равнодушия или инстинкта самосохранения.