Ситуация вокруг альянса AirUnion, куда входят авиакомпании "Красэйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара" "Омскавиа" и "Сибавиатранс", остается напряженной. Уже 15 дней задерживаются десятки рейсов. Сейчас большинство задержек не превышает нескольких часов, но на прошлой неделе тысячам людей приходилось ждать вылета в аэропортах сутками. У компаний не хватает денег на авиакеросин для заправки самолетов. Они обременены многомиллионными долгами. Не исключено, что в отношении авиакомпаний альянса будет возбуждена процедура банкротства.
Проблемы у авиаперевозчиков начались из-за подорожания топлива (с 1 сентября прошлого года цена выросла на 82%). В итоге полеты самолетов российского производства стали практически нерентабельными. Основу парка этих компаний составляли именно наши самолеты. В "Красэйр", например, из 33 лайнеров только 10 - "Боинги". У остальных компаний альянса иностранных судов нет вообще. При этом, как сообщил один из пилотов компании, заполняемость его самолета едва доходила до 50%.
Когда заправщики отказались давать топливо в долг, самолеты перестали летать, а пассажиры были вынуждены сидеть в залах ожидания.
НОЧЕВКА В САМОЛЕТЕ
Вместе с пассажирами задерживаются и экипажи AirUnion. Те сотрудники, которые живут в городе, где задерживается рейс, извещаются о задержке заранее. Если экипаж оказывается в чужом городе и не может улететь, им предоставляются оплачиваемые номера в гостиницах. Но везет не всем. Бортпроводник "Красэйр" рассказывает, что некоторые отели отказывались принимать работников компании. Авиаперевозчик задолжал не только заправщикам, но и отелям за проживание сотрудников. Беднягам вместе с чемоданами пришлось ночевать в аэропорту или самолете.
Первые рейсы начали задерживать уже в середине мая. Тогда не вылетел из-за непогашенных долгов самолет из Сахалина и Владивостока. Тогда же начались задержки зарплат. Летному составу три месяца подряд задерживали зарплату на 20 дней. Несмотря на это, пилоты признаются, что пока уходить не собираются. "Тревожные ожидания есть, но за месяц ушли только два человека", - рассказывает пилот Денис.
Дело тут не в привязанности к компании, а в особенностях этого сегмента рынка труда. Свою роль играет удаленность большинства компаний альянса от Москвы. В Красноярске пилоту найти работу по профилю не так-то просто, в отличие от столицы. "Если бы мы находились в Москве, из компании ушло бы больше народу", - считает проводница Александра.
ЖДУТ НОВЫХ БАНКРОТСТВ
Немалую роль играет и то, что зарплата, пусть и с задержкой, пока выплачивается сотрудникам в полном объеме. Большая часть ежемесячного заработка (80-90%) формируется в зависимости от времени налета пилотов. После каждого из рейсов туда-обратно пилот обычно отдыхает 2-3 дня. В моменты задержки время отдыха меняется (то густо, то пусто), но количество часов налета в конце концов остается тем же. К тому же полмесяца пилоты летали в нормальном режиме. Возможно, время налета сократится в сентябре, если задержки не прекратятся, и соответствующие рейсы будут выполняться другими авиакомпаниями.
Но главная причина того, что работники проблемных компаний не увольняются, в пессимистичных прогнозах развития области в целом. "Менять место работы сейчас бессмысленно, - считает Мирослав Бойчук, президент Профсоюза летного состава России, - проблема повышения цен на авиатопливо актуальна для всех авиакомпаний, кроме разве что "Аэрофлота". AirUnion - лишь первая ласточка. Можно ожидать второй волны в начале следующего года". Напомним: профсоюз еще в июне направил письмо президенту с просьбой обратить внимание на рост цен на керосин. Причем спровоцирован он был не только за счет роста цен на нефть, но и из-за монополистического характера их формирования.
КУДА ПОЙТИ
Только в штате "Красэйр" три тысячи человек, которые могут остаться без работы в случае банкротства компании. Проблем с поиском новой работы у работников AirUnion, если банкротства авиакомпаний на рынке не станут массовым явлением, быть не должно. Дефицит кадров в этом сегменте рынка труда велик, открытые вакансии есть в любой компании. Основной проблемой для вновь пришедших может стать необходимость переучивания на новую технику. Конкуренты в пик подорожания цен стремятся пересаживаться на иностранные самолеты. Например, у "Трансаэро" в парке из 45 самолетов лишь один российского производства - Ту-204. Основной загвоздкой является знание английского языка. Если пилот им владеет, на новый самолет он сможет пересесть за один месяц.
Некоторые пилоты не смогут переучиться: средний возраст российского гражданского пилота - 50 лет. Не каждый работодатель решится вкладывать 1,8 млн. рублей на переучивание сотрудника, который вскоре уйдет на пенсию. Но и у них есть неплохие шансы на трудоустройство. Ведь отечественные самолеты все-таки летают. Например, Ил-86 широко распространен на чартерных рейсах. Часть самолетов Ту-154 не потеряет рентабельности полета на Дальнем Востоке, следовательно, там рабочие места сохранятся.
ЦИФРЫ
3000
численность работников "Красэйр"
60 лет
средний возраст пилотов "Красэйр"
70 000
рублей зарплата второго пилота Boeing-737
Источник: собственные данные