На Новой сцене Театра имени Вахтангова пьесу итальянского драматурга Манлио Сантанелли «Королева-мать» поставил режиссер Сергей Яшин. В главной роли — блистательная Людмила Максакова. На сей раз главная тема — из разряда вечных: взаимоотношения матери и сына. В театре она живет со времен древнегреческой трагедии, ее затрагивали классики разных стран и эпох, а из отечественной драматургии, конечно, в первую очередь вспоминается чеховская «Чайка».
Максакова уже играла на вахтанговской сцене и Аркадину, не умеющую наладить контакт с сыном-драматургом, и героиню Софокла Иокасту, вступившую по неведению в кровосмесительный брак с собственным возмужавшим ребенком. А теперь сама актриса предложила Яшину пьесу Сантанелли, написанную в 1980-х, рекомендованную ей когда-то Романом Виктюком и работавшей с ним переводчицей с италь-янского Тамарой Скуй. Кстати, «Королева-мать» на отечественной сцене уже шла, и играли в ней актрисы-звезды: в Театре имени Маяковского — Татьяна Карпова, а в театре «Сопричастность» — Светлана Мизери.
В этой пьесе нет ни ужасного рока, ни завистливого театрального мира, в ней показана обычная, похожая на многие семья. Журналист Альфредо (Владимир Логвинов), узнав от доктора, что матери осталось недолго, приезжает за ней ухаживать. Имя героини — Реджина (по-итальянски — королева) вполне соответствует ее властному, своенравному характеру. Зрители без труда узнают в образе, созданном Максаковой, престарелых родственниц — любящих, но ворчливых, норовящих в назидание молодым бесконечно приводить примеры из своей далекой молодости. Реджина романтизирует и возвеличивает покойного мужа, постоянно сравнивая его с сыном и доводя того до белого каления. Он в свою очередь мстительно возвращает мать с небес на землю, напоминая о семейных скелетах в шкафу.
Да, отпрыск у сильной матери слаб. В вечной борьбе с депрессией ему требуются таблетки и уколы. С женой развелся, в газете его больше не печатают. Зато, как выясняется, договорился с издателями, заказавшими ему книгу о болезни и смерти матери. А мама, как на грех, от внимания сына расцвела. И даже узнав, зачем Альфредо на самом деле переехал к ней, она отгоняет от себя возмущение и пытается ему помочь, расцвечивая в рассказах болезнь невероятными подробностями, способными заинтересовать читателя. Зато она никогда не пыталась запомнить имя женщины, с которой Альфредо прожил в браке несколько лет...
Поскольку герои живут в Италии, неудивительно, что в спектакле появляются Арлекин и Скарамуш (студенты Театрального института имени Щукина Матвей Глинчевский и Даниил Каплинский), выполняющие роли слуг просцениума и слегка разнообразящие действие. Впрочем, диалоги и монологи Реджины и Альфредо написаны и исполнены с таким мастерством, что следить за психологическим поединком матери и сына не надоедает даже в течение двух действий.
Увы, заканчивается спектакль трагически, победителей и проигравших здесь нет. Постановка о двух любящих друг друга людях, так до конца и не сумевших найти общий язык, спасти друг друга от беды или хотя бы от одиночества, звучит предостережением. Еще одним напоминанием всем нам о том, как важно относиться к своим родным бережней, стараться их не только слушать, но и слышать — здесь и сейчас.