Наверное, 1 апреля в телевизионной рубрике было бы правильным поговорить о юмористических программах. Тем более всегда считалось, что смех в жизни русского человека занимает особое место. Это всякие там шведы с англичанами смеются просто потому, что им что-то кажется смешным. А наш человек, смеясь, или борется с суровыми буднями, или прощается с прошлым, или встречает еще более суровое будущее.
Не знаю, может, это обстоятельство — такой же вымысел, как и многое другое из того, что называется нашей особостью. А может, и правда, смех — еще одна наша скрепа. Но, по крайней мере, факт остается фактом: существует феномен русского анекдота, которому на прогнившем Западе посвящают умные фолианты.
Характеризуя же сегодняшнее состояние данной жанровой отрасли, можно констатировать: она изрядно зачищена и заштампована. Исчезновение таких программ, как «Прожекторперисхилтон» и «Мультличности», которые могли позволить себе шутки на актуальные темы, сделало ее беззубой. Уж не будем вспоминать давно похороненных «Кукол». Уход «Городка», смерть Арканова, вялость Жванецкого существенно сказались на ее качестве.
Герои нынешних скетчей хорошо известны. Лохи, рогоносцы, глупые блондинки, стервы, тещи, оборотни в полицейских погонах, алкаши, толстопузые чиновники-ворюги кочуют с канала на канал. На первый взгляд, популярные юмористические передачи разительно отличаются друг от друга. Но если сравнивать не возраст участников, не модность их прикидов, не степень развязности, а их шутки, то, в общем-то, разницы никакой.
Аудитория первых рядов в студии Comedy Club состоит из нескольких звезд шоу-бизнеса и нескольких десятков дорого одетых гламурных дамочек. Камера с удовольствием останавливается на лицах красавиц, показывает их всей стране, и правильно делает: продюсерам надо отрабатывать те деньги, которые были заплачены гостьями или их спонсорами за право занять самые близкие к сцене места. Над пикантными шуточками стильных парней дамочки сдержанно смеются, демонстрируя ослепительно белые зубы.
Студию «Кривого зеркала» заполняет разношерстная, но явно небогатая и демократичная публика без особых претензий. Над топорными шутками здесь хохочут от всей души, не стесняясь золотых коронок и раскрасневшихся от смеха потных лиц. Но если из шуток резидентов вырезать те места, которые все равно приходится запикивать, и вложить их в уста артистов из петросяновской команды, то зрители «Зеркала» примут их на ура. И наоборот. То же касается «Уральских пельменей» и КВН. Артисты разные, сценические ходы разные. Юмор одинаковый.
Даже Михаил Задорнов, который раньше со своими «тупыми американцами» и молодежью с девственным сознанием держался особняком, тоже все чаще стал шутить «ниже пояса». Хотя на прошлой неделе его концерт «Поколение памперсов» имел весьма приличный рейтинг.
Но вообще-то, если принципиально не смотреть юмористические программы, то наше телевидение все равно очень смешное. За исключением, конечно, информационных выпусков и ток-шоу на общественно значимые темы. Впрочем, над последними — при желании — тоже стоит посмеяться. Разве не могут именно такую реакцию вызвать люди, которые, бешено вращая глазами и размахивая руками, несут откровенную чушь? Вспомните героев великого комика Луи де Фюнеса — тот же типаж. А недавний примечательный случай, когда в двух ток-шоу, идущих одновременно на двух федеральных каналах, одни и те же гости в одних и тех же костюмах обсуждали разные темы, и обе трансляции были украшены плашкой «прямой эфир»? Обхохочешься.
Телевизионщики словно стараются, чтобы нам все время было весело. Сочиняя реплики для ведущих концертов, музыкальных конкурсов и развлекательных шоу, сценаристы наполняют их немереным количеством хохм. Например, во вполне серьезном музыкальном конкурсе «Главная сцена» на «России 1» они звучат непрестанно, превращаясь в самодостаточные номера, заметно понижающие пафосность события.
Да что там развлекательные проекты! Милым сердцу творческим приемом ведущих многочисленных программ самой разной тематики стал стеб. Им почему-то кажется, что любую информацию надо преподнести зрителю так, чтобы вынудить его похихикать. Очень смачно авторский текст звучит, например, в проекте «Водить по-русски» на РЕН ТВ. На экране с многочисленными повторами показываются жуткие аварии, записанные видеорегистраторами, а закадровый голос дает к происходящему комментарии, суть которых можно свести к краткой формулировке: «Посмотрите на этого козла (козу), надо ж такое учудить!» И даже заключительная фраза «к счастью, никто не погиб» в таком контексте воспринимается как очередной прикол.
Ирония, сарказм, все тот же стеб чувствуют себя вполне комфортно в программах о путешествиях, потребительском рынке, моде, светской жизни и даже о здоровье. Телеканалы, позиционирующие себя как молодежные и позитивные, вообще стараются не менять эти интонации в течение дня.
Настроение всеобщего ржача портят только экономические разделы новостей. Там почему-то все никак не додумаются поднять на смех стоимость барреля и бивалютной корзины.
С учетом последнего обстоятельства и сделаем вывод: жить стало если и не лучше, то веселей — точно.