Женский чемпионат мира по боксу, прошедший с 15 по 26 марта в Нью-Дели (Индия), стал первым после февраля 2022 года крупным международным турниром, где российским спортсменам разрешили выступать под национальным флагом и с гимном России. По такому же принципу пройдет и мужской ЧМ с 1 по 14 мая в Узбекистане. Кстати, победители женского чемпионата получили призовые по 100 тысяч долларов, за вторые места — по 50 тысяч, за третьи — по 25 тысяч. Мужчинам обещают выдавать в два раза больше.
К сожалению, не обошлось без скандалов. Глава Международной боксёрской ассоциации (IBA) Умар Кремлёв выступил с официальным заявлением. Он рассказал, что организация приняла решение исключить из ряда участников соревнований несколько спортсменов, которые ранее перенесли операцию по смене пола. Кроме того, по результатам ряда ДНК-тестов были выявлены спортсмены, выдававшие себя за женщин. По результатам генетических тестов было доказано, что они имеют ХY-хромосомы, и впоследствии они были исключены из спортивных состязаний.
Самым ярким для нас событием стала победа 18-летней жительницы Анапы Анастасии Демурчян. Вот что после своего громкого успеха юная чемпионка рассказала «Труду»:
— Я начала тренироваться в боксерском зале в 12 лет. До того я попробовала себя во многих кружках, дольше других задержалась в занятиях рисованием и танцами. Мой младший брат занялся боксом ещё раньше меня. Родители работали, а я в школе и по домашним делам всё успевала делать, и пришлось мне водить его на тренировки или забирать. Я посмотрела — как другие там занимаются, и самой тоже захотелось попробовать.
— А когда вы почувствовали, что талантливее других в этом деле?
— А уже лет в 13, максимум в 14 поняла, что этот вид спорта — моё, и что я хочу связать с ним мою жизнь. Каждый талантлив по-своему. Но каждый должен думать, что он талантливее всех в своем любимом деле — от этого идут все эмоции и весь заряд на тяжелые тренировки. Родители не возражали с самого начала. Папа в молодости занимался боксом, мама — дзюдо и кикбоксингом. Брату сейчас 13, он начал выступать на соревнованиях лишь в прошлом году — до 12 лет не допускают. Занял третье место на первенстве Краснодарского края. Первые два года мы тренировались у Евгения Пешко, потом перешли к Марине Голубевой. Причем, все четыре года ездим к ней на тренировки из Анапы в станицу Гостагаевскую. Это не близко, но работа с таким прекрасным специалистом стоит того. У Марины Михайловны довольно большая группа, причем, тренируются у неё и девочки, и парни. Разного возраста и разного уровня мастерства. Она подготовила «с нуля» немало сильных боксеров не только в команды Краснодарского кая, но и в сборную России. Марина Михайловна — уникальный тренер, фанатик своего дела — в самом лучшем смысле этого слова. Сейчас она выезжала с российской командой в Нью Дели, и её присутствие, конечно, мне дополнительно помогло.
— Есть ли желание выступить на ближайших Олимпийских играх?
— Я выступаю в весовой категории до 70 кг. Но она не олимпийская. А я хочу постараться попасть на Олимпиаду. Переходить в более легкую категорию — это терять вес и, соответственно силы. Так что более вероятно, что попробую себя и в более тяжелом весе — до 75 кг. Но главные трудности здесь — организационные. Потому что неизвестно — допустят ли россиян в Париж, а если да — то на каких условиях. На данный момент ещё даже не понятно — на каких соревнованиях и на каких условиях россияне смогут завоевывать олимпийские лицензии. Через Европу будем отбираться в Париж-2024, или через Азию.
— Я общался с чемпионками мира по боксу. Некоторые и по жизни суровые, а не такие мягкие и нежные, как вы. Выходя на ринг, не приходится себя переделывать?
— Сейчас у меня само собой это переключается. В повседневной жизни я одна, а в ринге всё совсем по-другому, с другим подходом к ситуации. Но такое переключение мне стало удаваться далеко не сразу. Марина Михайловна много надо мной работала. Она умеет должным образом настроить в нужный момент, найти правильные, самые точные слова.
— А иногда не возникает предательская мысль: «Зачем выходить на ринг, где могут сломать нос или подбить глаз, и ухудшить мою внешность?»
— Есть бы у меня хотя бы изредка такие мысли проскакивали, я бы никогда не выходила на ринг. Если этого бояться, то зачем боксом заниматься? Выхожу только с мыслью победить в этом бою. Больше всего боюсь проиграть.
— За пределами ринга своё умение приходилось применять?
— Нет. Надеюсь, и никогда не придётся. Я человек мирный. И считаю, что любой конфликт можно решить с помощью слов.
— Какие виды спорта любите, кроме бокса?
— Многие. Обожаю люблю смотреть фигурное катание и художественную гимнастику. Можно сказать, Камилла Валиева — мой кумир. К футболу отношусь нейтрально, хотя иногда смотрю самые важные матчи. Кроссы бегать не люблю, но ради выносливости, которая так нужна на ринге, я выполняю все указания Марины Михайловны.
— Ещё недавно вас мало кто знал, а теперь сам президент страны поздравляет с успехом. Вы оказались готовы рассказывать о своей жизни незнакомым людям?
— Пока нет. Ещё не привыкла, не вжилась в новую реальность и не до конца осознала значимость победы, пока чувствую стеснительность. Но понимаю, что давать интервью — это нужно для популяризации женского бокса.
— С кем из сборной России или из соперниц сложилась дружба?
— Со всеми в команде прекрасные отношения, мы горячо поддерживали друг друга во время боев, да и вне боксерского зала держались вместе. Но самая близкая дружба, конечно, с Надеждой Голубевой. Она — младшая сестра моего тренера и её же воспитанница. Мы много лет тренируемся вместе. Надя попала в сборную России раньше меня. Она мне словно сестра. А сейчас на чемпионате одна девушка из Восточной Азии из моей весовой категории смотрела все мои бои, стоя рядом с рингом, потом поздравляла меня каждый раз с победой. Но мы не встретились на ринге, так были посеяны в разных концах сетки, и она выбыла, не дойдя до полуфинала. На прощанье подарила на счастье мне бусы, выполненные в национальном стиле. Так что, поверьте, многие грозные с виду чемпионки по боксу за пределами ринга — мягкие, душевные люди. Я в этом постоянно убеждаюсь.
— Армянские девушки обычно — хорошие кулинарки. А не создает ли вкусная еда проблемы с собственным весом, характерные для многих боксеров?
— Мой папа армянин, хотя все его предки родом из Анапы. А мама русская, девичья фамилия Романова. Её предок — атаман Романов, был видным кубанским деятелем до революции. А работать на кухне — привычное для меня дело. Каких-то фирменных блюд не делаю, хотя умею вкусно приготовить почти всё. Проблем с лишним весом это не создаёт — но для этого постоянно приходится проявлять самодисциплину и сдерживать себя. Кроме того, мой тренер Марина Михайловна по ходу моей карьеры так грамотно меня ведёт, что мне никогда не приходилось в авральном порядке скидывать лишний вес.