Возле моста у проспекта Мира на никогда не замерзающей Яузе невиданное оживление. Один экскаватор с берега выгребает мусор - железки, хлам. Другой, тот, что установлен на легком понтоне, углубляет русло. Рядом два легких катера, гидромониторы - приспособления, чтобы размывать грунт и углублять русло.
Помню, как нелегко пришлось преодолевать этот участок на "резинке". Мели из смеси песка, покрышек, арматуры и камней. Резкий запах городских миазмов. Плыли тогда фактически от помойки к помойке. И совсем другое дело - сейчас. Ржавое болотце превратилось в речку - поток несется мощно. Весь хлам привален к каменным парапетам. Но и он постепенно исчезает. Время от времени к берегу подходят самосвалы за очередной порцией яузского мусора. Яуза приобретает, похоже, божеский вид. А занимается этим с сентября по заказу московского правительства ЗАО Ремводтехстрой.
У начальника ЗАО Валентина Николаевича КЛИТИНА впечатления от реки схожи с нашими:
- Здесь русло настолько захламилось, что вода уже еле пробивала себе дорогу и началось подтопление жилых домов в районе. Если не принять меры - беда. Нам поручили расчистить русло от проспекта Мира до Яузского железнодорожного моста.
- Ничего, что сейчас зимой приходится сидеть в воде?
-Тут есть свои плюсы - грунт в холодное время более плотный. И к воде можно подъехать с техникой поближе.
- А что выгребаете из реки?
- Чего только нет. Остовы машин. В основном "Жигули", строительный мусор - арматура, куски блоков. Груды покрышек, пакеты, пластиковые бутылки, велосипеды. Очень много студийной кинопленки. Откуда она здесь - прямо не знаю. Бочки, проволока, остатки набережной. Железа - груды. Ничего от петровских времен, увы, не нашли. Ни монет, ни кладов. Сейф вот современный обнаружили. Явно криминальная история. Петли дверцы воры аккуратно срезали. А вычищенный сейф выбросили.
- Сильно загажена река?
- Не то слово. А после дождей, когда гадость с улиц стекает в воду, плывут жуткие нефтяные пятна. Какой-то специальной техники для чистки русла в таких условиях нет. Зарубежная стоит миллионы долларов. Мы придумали свое, вспомнили, как прокладывали газопроводы по реке на Севере...
"Свое" выглядит так. "Водолазы" скрепили два понтончика и установили сверху, предварительно сняв колеса, трактор "Беларусь". Он-то и подгребает к берегам хлам. Если какая железяка не тянется, подключают гидромонитор - мощная струя воды зачищает мусор. Простенькая, дешевая, но, судя по делам, очень эффективная установка медленно продвигается против течения с помощью катера. Метр за метром, день за днем отвоевываем у помоек нашу с вами любимую Яузу. Примерно три километра уже расчистили. Удовольствие не самое дешевое.
- Каждый километр, - поясняет Клитин, - стоит порядка двух с половиной миллионов рублей. Это так называемая поверхностная очистка. Если еще благоустраивать берега, то расходы увеличатся во много раз.
Мы прикинули, что одному московскому правительству с этим делом не справиться. Нужны солидные инвесторы. Но дело-то какое прекрасное - вернуть Москве, людям, самой истории реку.
А туризм? Чуть ли не одновременно с Валентином Николаевичем заговорили мы о самом сокровенном. Купальни открывать с водными аттракционами. Устраивать путешествия, экскурсии на легких катерах. Красота-то кругом какая - особенно в лесных массивах парка Сокольники.
- Вообще-то реально это?
- Конечно. А давайте сейчас и проплывем на нашем катере по уже расчищенному руслу.
Под катер хитроумные ассенизаторы Яузы приспособили еще один деревянный понтон-лодочку. Попросили у военных. Поставили на него "Ветерок" - вот и готовое плавсредство. Тянет десятерых. Низко не проседает. Идеальное средство для сплава по Яузе. И мы поплыли. Там, где летом мне приходилось то и дело перетаскивать резиновую лодку через завалы, плотины из хлама и мели, сейчас, после капитальной чистки, шли легко и уверенно. Моторист Андрей ловко крутил "круизную" посудину на поворотах. Только было очень холодно. Возле древнего моста-акведука, по которому еще в екатерининские времена самотеком шла вода из Мытищ в столицу, как и летом, суетились мирные бомжи. Костерок, кучки тряпья.
- А вот ручей втекает в Яузу - это останкинская речушка, - начинает экскурсию в роли гида Валентин Клитин. - Смотрите, сколько огородов по берегам. С той стороны, если идти от Малахитовой улицы, - болото, к грядкам можно пройти только по кромке берега. Как-то москвичи-огородники приспособились.
И совсем удивительное открытие сделал, плавая в этих местах с сентября, Валентин Николаевич. Под ложем белокаменного акведука он обнаружил серый конусообразный сталактит. Выглядит он здесь, чуть ли не в центре столицы, совсем неожиданно и необычно. И очень внушительно - метра два в длину. Застывшая каменистая сосулька на все времена.
- Видимо, вода подкапывала столетиями, просачивалась через известняковые блочки, и появилось в районе улицы Галушкина, над Яузой - такое чудо, - излагает свою версию Валентин Николаевич.
- А за акведуком летом начинались плотины из мусора, залежей бочек, железа, покрышек, - делюсь я своими воспоминаниями...
- Всего там хватало. Деревья подгнивали, опускались в воду и задерживали мусор. Мы спилили лишние суки, выкинули всю грязь. Видите, какая мощная теперь протока...
Вижу и по-хорошему удивляюсь. Но река, как и прежде, больна. В последние годы увеличилось содержание взвешенных органических веществ, ионов аммония, железа. Воды Яузы относятся и по сей день к 5-6 классам качества - грязные и очень грязные. А если и попадется удачливому рыбаку окунек или плотвичка, то, по данным экологов, содержание в них мышьяка и меди будет в 5-6 раз превышать допустимые нормы, а свинца и цинка - в десятки раз.
И не может быть, увы, никак иначе, если даже в водоохранной зоне Яузы (100 метров от русла) строят гаражи, автостоянки, автомойки - Северодвинская, Осташковская, Сельскохозяйственная улицы... Если по берегам стоят предприятия, которые чуть ли не напрямую вываливают, выливают свои отходы в бедное русло, - Химавтоматика, Ростокинская камвольная фабрика, завод Красный Богатырь... Если все сточные воды, весь грязнющий "сбор" улиц, дворов напрямую попадает в Яузу. А очистных сооружений при коллекторах - раз-два и обчелся. А надо иметь десятки, сотни сооружений. И сами водостоки - прошлый век нашей столицы. Особенно в центре города. Штрафы для нарушителей экологической дисциплины просто смешные - 500 рублей за сброс. Да еще надо поймать за руку, доказать, что именно это предприятие выливало мазут, нефть, отходы... Не поэтому ли в прошлом году за Яузу никого не оштрафовали? А сами-то мы, как ведем себя возле реки? Ведь то, что вылавливают "водолазы" Клитина, - прежде всего дело рук самих москвичей. Поел, попил и весь мусор - в поток. Мосводосток, есть такая организация в столице, ловит мусор лишь при впадении Яузы в Москву-реку... Только самой реке от этого уже не легче.
С Виктором Николаевичем Клитиным мы договорились вновь проплыть по Яузе ближе к лету. Посмотрим, что нового-хорошего появится на реке и по берегам. Потому как оставлять все как есть категорически нельзя.