Итак, РФС окончательно отказался от участия в чемпионате Центральной Азии, хотя оно было одобрено чиновниками Международной федерации футбола и нашей сборной даже гарантировались баллы, которые можно было бы заработать в рейтинге ФИФА. Но мы в отказе, а гамлетовский спор — играть иль не играть? — продолжился и после вердикта.
Оппоненты разделились чуть ли не пополам: одни смущены «дурацким отказом РФС», другие возмущены самим фактом предложения сборной России «играть против азиатов, на таких полях и по такой жаре». Лишь в стане кандидатов в сборную России царит единодушие. Вратарь Матвей Сафонов выразил нехитрую мысль так: «Ну поеду в отпуск, тоже неплохо. К концу сезона все уставшие. Когда на кону товарищеский турнир, всегда есть мысль: а зачем он нужен?»
То есть футболисты, не игравшие зимой 3,5 месяца, выходя на поле с 3 марта по 3 июня, так устанут, что им уже грезится длинный летний отдых. Соберется ли сборная России с силами сыграть в июне хотя бы парочку товарищеских матчей, о том РФС пока не удосужился официально объявить. Учитывая, что к еврокубкам сезона-2023/2024 нас тоже не допустят, российским болельщикам придется наблюдать воочию лишь матчи РПЛ. Впрочем, после введения Fan ID даже на ключевых играх количество публики на трибунах уменьшилось в два-три раза.
После 24 туров вопрос о чемпионстве в высшем дивизионе России практически решен. Чтобы догнать «Зенит», идущему на втором месте «Ростову» надо за шесть матчей преодолеть отставание в 9 очков. Задача невыполнимая, тем более подопечным Сергея Семака в последнее время редко кто из клубов РПЛ оказывает серьезное сопротивление. Четыре из шести будущих соперников лидера испытывают большие проблемы с составами. Так что «Зенит» может хоть сегодня оформить чемпионство. Или для приличия подождать 7 мая, матча против «Спартака», идущего на третьем месте. После чего Семак может своим латиноамериканцам предоставить бонус — отправить их на родину в отпуск, а в оставшихся четырех турах наигрывать молодежь.
Обратим взор на бомбардиров. Если на осенней стадии в десятке лучших было лишь двое-трое россиян, то сейчас их уже семеро. Правда, двое из них — россияне наполовину. Кристиан Нобоа попал в наш чемпионат 15 лет назад случайно. Но потом вписался в него лучше, чем кто-либо другой из легионеров дальнего зарубежья. Выучил русский язык (а куда деваться, если обе его жены были русские?). В свои 38 эквадорец игры не портит. Еще одна деталь: его отец — командующий ВМФ Эквадора! Да и сам Кристиан за сборную исторической родины продолжает играть не менее успешно, чем за ФК «Сочи».
Эдуард Сперцян, наоборот, родился и вырос в Краснодаре, так что и корнями, и душой он в кубанской команде. Но с 2021 года заигран за сборную Армении. Так что российское гражданство оба форварда сохраняют главным образом лишь для того, чтобы не попадать под категорию легионеров в своих клубах. Хотя хлопоты эти сегодня выглядят напрасными — сильнейшие легионеры давно покинули Россию.
Налицо импортозамещение и в тренерском цехе РПЛ. В командах, успешно играющих нынешней весной, наставники — россияне: Семак — в «Зените», Карпин — в «Ростове», Федотов — в ЦСКА, Ташуев — в «Ахмате», Галактионов — в «Локомотиве». Неужели в России подросло наконец-то целое поколение качественных отечественных специалистов? Или опять же такой шанс им предоставил массовый отъезд иностранных коллег?
Прямая речь
Борис Игнатьев, в разное время тренировал сборные СССР и России
— Сначала про коллег по тренерскому цеху. Семак, Карпин и другие ведущие российские тренеры — это наше достояние, но настоящую оценку их профессиональным качествам можно дать только после проверки на международном уровне, а с этим, как понимаете, сейчас большие трудности. Сергей Семак эффективно работает с легионерами. Он должен либо подчинить их своей воле, либо убедить в правильности своих тренерских идей — и это у него получается. Карпин, наоборот, успешен в команде, составленной только из россиян. Они лучшие в нашей стране. Черчесов хорошо показал себя в Венгрии, хотя чемпионат там уровнем невысок. Успешно работает в Азербайджане наш Мурад Мусаев — последнюю команду чемпионата вывел на второе место. Но... Все познается в сравнении.
То же самое скажу про футболистов. После зимнего перерыва меня порадовали Пруцев, Литвинов и другие юные спартаковцы, Пиняев, Глушенков в «Локо», хорошая молодежь есть в «Краснодаре», «Крыльях» и «Оренбурге», играющих в зрелищный футбол. В этих клубах чувствуется тренерская рука. Но сравнивать российский чемпионат с итальянским или английским, как это норовят делать некоторые наши эксперты, — откровенное нахальство, маниловщина.
По поводу отказа от участия в чемпионате CAFA я не знаю всех деталей и потому полагаюсь на мнение Карпина, у которого в руках бразды правления сборной. Как один из вариантов можно было бы отправить на этот турнир вторую сборную России, составленную из молодежи, чтобы оценить их умение и перспективы. И не тревожить не только Алексея Миранчука и Головина, но и Зобнина, Джикию и других составляющих костяк сборной игроков, а также ветерана Дзюбу. Зачем их проверять? А вот на молодежь надо бы смотреть в деле.
На недавнем заседании Комитета сборных команд РФС и штаб Карпина заявили нам, что они продолжают упорно искать соперников для сборной. Даже с бразильцами ведут переговоры. Есть надежда, что сразу после 3 июня не все футболисты с российскими паспортами разбегутся по курортам, а сборная расширенным составом сыграет хотя бы пару товарищеских матчей.
Владимир Пономарев, экс-футболист сборной СССР, участник ЧМ-1966
— Все аргументы против участия в чемпионате CAFA мне кажутся странными. Профессионал не должен бояться жары. Кстати, руководство Ташкента в 1960-х специально планировало начало матчей на 14-15 часов, чтобы гостям с севера игра медом не казалась...
В качестве альтернативы Никита Симонян предлагает сыграть со сборной Китая, а генсек РФС Максим Митрофанов сообщил о перспективах товарищеских матчей с сильными командами Африки. Кто-то договаривается с латиноамериканцами. А по мне, не принципиально, против кого играть. Надо использовать каждое «окно», которое ФИФА выделяет для сборных. Чем больше товарищеских матчей, тем лучше.
Зимой 1966 года в длительном турне по Южной Америке вместо тренировки нам предложили играть с командой полицейских Сан-Паулу. Мы согласились и разгромили их. Они подарили нам несколько ящиков местной водки, мы ее по сумкам распихали, но до дома, конечно, не довезли. Что не помешало нам через несколько месяцев занять четвертое место на чемпионате мира — лучший результат за всю отечественную историю.