Московская торговля оскоромилась: десятидневный полицейский рейд по столичным магазинам обнаружил на прилавках и в подсобках более 31 тонны левого алкоголя сомнительного качества. Вдребезги разлетелись прежние заверения властей, что введенная восемь лет назад система электронного контроля за акцизным продуктом ЕГАИС поставит жирный крест на нелегальной торговле алкоголем. Но свинья грязь найдет — если, конечно, за ней во дворе не присматривать.
Пока, как сообщили журналистам в ГУВД Москвы, в ходе проведенных рейдов сотрудники столичного Управления экономической безопасности и противодействия коррупции «выявили 127 административных правонарушений и восемь преступлений, связанных с нелегальным изготовлением, хранением и продажей спиртосодержащей продукции, в том числе с использованием поддельных акцизных и федеральных специальных марок».
Скажете, скромно? Попробуем подсчитать потери государства от этого воровства. Известно, что акциз, специальный налог на чистый этиловый спирт, ныне составляет 613 рублей за литр. В поллитровке водки должно содержаться 0,2 литра спирта. Таким образом, доля акциза в розничной стоимости этой бутылки составит 122,6 рубля. А полиция за 10 дней проведения рейдов обнаружила более 31 тысячи литров водки, которая должна была пройти «мимо кассы». В казну не попало бы 7,5 млн акцизных рублей. Как ни крути, а налицо хищение в особо крупных размерах.
Но это еще далеко не все потери. Следящее за этим товаров контрольное ведомство Росалкогольтабакконтроль сообщает, что за нынешний год оно обнаружило в российском интернете 5284 сайта, занимающихся нелегальной розничной продажей алкогольной и алкоголесодержащей продукции. Насколько криминален этот процесс, должны выяснять следственные органы, но мы о другом: в стране практически открыто существует уйма каналов противозаконной торговли алкоголем.
Между тем в Европе и на других континентах совсем иная ситуация. Такая интернет-торговля там разрешена и контролируется не хуже и не слабее, чем любая другая, в обычном супермаркете на углу. Во Франции доля онлайн-продаж алкоголя составляет 9%, в Великобритании — 6,3%, в Китае — 6%, в Японии — 4,5%, в США — 1,2%. Аналогичная картина в Латвии и Литве, Чехии и Бельгии. Этот опыт показывает, что нет ничего сложного в соблюдении стандартных правил торговли алкоголем, в случае когда реализация происходит через интернет.
Например, в Европе онлайн-торговля существует в двух форматах: домашняя доставка и заказ с самовывозом. Первый формат более распространен в Бельгии и Франции, второй популярнее в Великобритании. Что касается риска продажи несовершеннолетним, то действует стандартное правило: курьер не проверяет, тот ли самый человек, что заказал, получает товар, но он обязан проверить возраст принимающего заказ, если у него есть сомнения в совершеннолетии получателя. То есть реально работающий механизм реализации всех тех ограничений, что есть и при розничной продаже, уже успешно работает и в онлайне.
Есть такие планы и в России. К внесению в Госдуму готовится законопроект, разрешающий онлайн-торговлю алкоголем на маркетплейсах. Однако отечественные торговые сети выступают резко против легализации онлайн-продаж алкоголя, так как опасаются роста нелегального рынка. «Ведь в магазинах нельзя встретить контрафакт, а в интернете возможны риски», — говорится в письме Ассоциации компаний розничной торговли, направленном в Минпромторг. Защитники продаж только через магазинный прилавок заявляют, что механизмов блокировки продажи нелегального алкоголя в онлайн-сегменте пока нет. На что глава Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов возражает: «Мы настолько сильно шагнули вперед, что все технологии доступны. Они позволяют контролировать и возраст покупателя, время и место продажи. Вопрос только выбора этой технологии».
Зарубежный опыт тоже показывает, что нужные технологии у торговли имеются. А теперь и «московский опыт» доказал, что в магазинах контрафакт встречается тоннами...
Кстати
По данным Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина РФ, нелегальной выпивки на российском рынке много и без интернета. Как сообщает это ведомство, ежегодно на российский рынок поступает без малого 21 млрд упаковок алкогольной продукции. Доли незаконной продукции составляют: в крепком алкоголе — почти 20%, среди вин — 16-17%, смесей из напитков, содержащих алкоголь, — 45%. А по самогону сведений вообще нет.