С инициативой «передвинуть» стрелки приморских часов на три часа ближе к московским выступил вчера местный парламентарий, ректор Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса Геннадий Лазарев.
Работать, а не спать
По мнению Геннадия Лазарева, разница между Москвой и Владивостоком в семь часов непродуктивна и разделяет страну хуже, чем любые сепаратистские настроения. Оптимальной он считает разброс в четыре часа (такова сейчас разница во времени между Москвой и, к примеру, Красноярском).
«О какой связи между регионами можно говорить, если у нас рабочий день заканчивается, а в столице только начинается? Это неудобно, — пояснил „Труду“ Лазарев, — особенно для спортсменов и представителей бизнеса, которым приходится совершать частые перелеты. Ведь добраться самолетом до нас — большой стресс, требующий длительной адаптации».
Депутат отмечает, что между Москвой и Токио разница всего шесть часов, хотя до столицы Японии из Владивостока лететь ещё часа полтора. А если взять крайние точки РФ — Калининград и Камчатку, отмечает он, то их разделяют целых 11 часов.
«Страну нужно сделать более компактной и управляемой, — уверен Лазарев. — Для этого достаточно сократить разрыв в часовых поясах между Москвой и Владивостоком с семи до четырех часов, что вполне реально».
Руководитель одного из ведущих приморских вузов примерно так представляет себе механизм перевода стрелок в крае на новое время.
Весной, считает он, не нужно возвращаться на летнее время, сэкономив таким образом уже целый час. «В течение пары лет посмотрим, как это будет восприниматься людьми, насколько такой вариант биологически удобен и экономически целесообразен, — излагает свою идею народный избранник. — На третий год стрелки часов весной опять не переводим. Так постепенно, за несколько лет, сокращаем разрыв во времени до четырех часов». В результате, уверен Лазарев, край вернется к тому, что было в начале прошлого века — к биологическому времени. Оно, в отличие от сегодняшнего (декретного), отражает биологические часы человека, полагает ректор ВГУЭС, — ночью спать, вставать с рассветом, в светлое время суток бодрствовать.
Геннадий Лазарев не пояснил, что в случае принятия такого решения приморскими депутатами придется делать жителям других регионов Дальнего Востока и Сибири и как им коммуницировать с приморцами. «Они вольны выбирать, стоит ли им следовать нашему примеру», — советует депутат.
Зато он четко видит светлое будущее своих земляков. «Предприятия по договоренности с работниками смогут начинать рабочий день не в 9 часов утра, а в 8, 7 или даже 6, — считает он. — Во многих странах Запада это достаточно распространенная практика, которая помогает решать проблему утренних дорожных пробок. А во Владивостоке пробки — большая проблема». В случае неудачи подобного эксперимента Лазарев предлагает вернуться к исходному положению вещей. Предложение Лазарева и его единомышленников (оба — его подчиненные по университету) пока не вынесено на обсуждение
Как это было у других
Россия расположена в 11 часовых поясах из 24 имеющихся на земном шаре. Опрошенные «Трудом» медики и экономисты в один голос называют предложение приморского депутата как минимум «не совсем адекватным» имеющейся географической протяженности России.
«Подобные эксперименты можно проводить в двух соседних часовых поясах, но не на удалении в 9300 км от Москвы», — полагает один из медиков, занимавшийся проблемой адаптации к другим часовым поясам.
При этом будущей весной в пятый часовой пояс (плюс три часа к московскому времени) перейдет Кемеровская область. Постановление правительства РФ об этом подписано 14 сентября 2009 года. С инициативой местные депутаты выступили ещё весной этого года. И, как видим, были услышаны. Тогда они обосновывали свое намерение неудобствами при работе с соседними регионами, которые ближе к Москве по времени.
Как рассказал «Труду» начальник управления по работе со СМИ областной администрации Сергей Черемнов, в Сибирском федеральном округе это уже не первое подобное решение. Так, в 1994 году в новый пояс перешел Алтайский край, в 1996 году — Новосибирская область. «В итоге получилось, что западнее Красноярского края только у нас время опережает московское на четыре часа, — рассказывает представитель Кузбасса. — Естественно, в таком положении работать с ближайшими соседями, с которыми у нашей области самые тесные экономические связи, очень неудобно».
По предложению губернатора области Амана Тулеева было проведено исследование общественного мнения по данному вопросу. Около 70% жителей региона высказались в поддержку этой идеи.
В 1991 году Волгоградская область перешла на московское время. С весны прошлого года активно прорабатывают переход в московский пояс и депутаты Самарской области. Такое поручение им дано администрацией региона. Как отмечают специалисты, если это случится, в поясе «+1» останется только Республика Удмуртия.
Правда, переход в другой пояс, как выяснили в Кемерово, — дело не одного дня. Для этого понадобилась масса межведомственных согласований, в том числе с армией, таможней и транспортниками.
Досье
Особенности часовых поясов России
Современная система часовых поясов была внедрена в Северной Америке канадским инженером Сэндфордом Флемингом около 1879 года. Она получила всемирное распространение к 1929 году, когда развитие железных дорог вызвало необходимость в удобной системе синхронизации. До этого в городах мира, в том числе и российских, местное время рассчитывалось по солнцу и зависело от географической долготы.
Что касается России, то системы часовых поясов не существовало вплоть до революции 1917 года. Кроме того, в 1930 году в ряде регионов страны было введено действующее до сих пор декретное время, которое больше поясного на 1 час. Это обусловлено более рациональным использованием светлой части суток и соответствующей экономией электроэнергии.
Текущее деление страны на пояса было утверждено постановлением правительства от 8 января 1992 года. Согласно ему Россия располагается в 11 часовых поясах (со