На этой неделе исполнилось 85 лет Альберту Поморцеву — исторической личности в нашем спорте. Он рулил в нем на протяжении славной эпохи: в 1975-1983 годах возглавлял Управление зимних видов спорта в Спорткомитете СССР, с 1992-го — отдел футбола и хоккея в Министерстве спорта РФ, а в 1993-2005-м руководил Международной федерацией хоккея с мячом (бенди). Есть о чем вспомнить — и не только про «очки, голы, секунды».
— Мне повезло в жизни, я ездил на многие Олимпиады, начиная с 1968 года – сначала от ЦК ВЛКСМ. – рассказал Поморцев «Труду». - Там знакомился не только с ведущими спортсменами и тренерами, но и деятелями культуры, выезжавшими в группах поддержки. Хорошая была традиция: когда спортсмен напряжён, постоянно думает о голах или о секундах, то общение с артистами ему помогает. На Играх в Гренобле сотрудничество спорта и искусства уже процветало. Тогда же мне удалось договориться с федерацией фигурного катания, чтобы наши ведущие спортсмены выступали в Кузбассе в конце каждого сезона перед многочисленными зрителями. А мы их водили в шахты на экскурсии. В 1968 году сдружился с Яном Френкелем, через четыре года в Саппоро с Бюльбюль оглы, Фрадкиным – вместе жили на теплоходе. Потом присоединились Пахмутова, Добронравов, Лещенко. Самый большой «десант» артистов из зимних Олимпиад был в 1976 году, и именно тогда наши выиграли 13 золотых медалей. Невероятный успех, учитывая, что олимпийских дисциплин было намного меньше, чем сейчас. Евгений Леонов ездил с нами на чемпионаты мира по хоккею, потом в Лейк-Плэсид-1980. Артисты жили в отеле, а мы со спортсменами в олимпийской деревне на территории будущей тюрьмы. Однажды, уходя от нас, Леонов не вышел из роли, наставил пальцами «козу» на охранника и прорычал «пасть порву!» Охранники не оценили шутку, достали дубинки, и мы едва увели Евгения Павловича от неприятностей.
— Кто из знаменитых артистов были преданными болельщиками? И кто лучше разбирался в спорте?
— Николая Крючкова и Вячеслава Тихонова я видел почти на всех хоккейных матчах. А лучше всех знают спорт Лев Лещенко и Вячеслав Добрынин. Они предпочитают игровые виды. Самой широкой эрудицией удивил Владимир Ухин («Спокойной ночи, малыши»). С лыжниками вёл беседы на профессиональном уровне – он в юности подавал большие надежды. Ну и мы старались приглашать тех артистов, что любили спорт и разбирались в нём. Бывали неожиданные встречи. На Кубке Канады 1976 году Владимир Высоцкий, узнав, где живёт сборная СССР, сам пришёл к нам с Мариной Влади. Мы на тот момент уже были знакомы, - он приезжал на базу в Новогорск, пел для хоккеистов. Но поболеть за наших в Монреале ему не удалось, так как матчи не стыковались с графиком его гастролей.
— Тогда из-за вас случился международный скандал?
— СССР – Чехословакия судили финны, и откровенно не в нашу пользу. Я не выдержал, после матча ринулся в их раздевалку и сказал в резкой форме – что о них думаю. Хотя тренер Виктор Тихонов просил этого не делать. И потом на пресс-конференции я пригрозил: если такие безобразия продолжатся, мы снимемся с турнира. Тем же вечером премьер-министр Пьер Трюдо заявил: если русские уедут, мы перестанем поставлять им пшеницу. Вот тогда я получил первые седые волосы.
Сотрудничество Поморцева (слева) с Виктором Тихоновым было очень эффективным
— И какие неприятности у вас были?
— Послом СССР в Канаде работал Александр Яковлев – будущий член Политбюро. Он сказал, что дал мне «добро» выражать своё мнение. Так что обошлось. Главную кассу того турнира давали именно сборные Канады и СССР. Других в Монреале хуже знали. А Трюдо очень хорошо разбирался в хоккее.
— С кем из канадских звезд были знакомы?
— В Питтсбурге были в гостях у Бобби Ора с Владиславом Третьяком – они близко знали друг друга. Потом с Владимиром Юрзиновым ездили на ферму к Бобби Халлу. Знаменитый и богатый хоккеист держал много домашних животных, в том числе коров. Обеспечивал детей свежим молоком и натуральными продуктам, прививал им трудолюбие и любовь к животным.
— Вы много бывали за границей. Как с языками?
— В школе и институте немецкий неплохо освоил. Но когда меня назначили руководить зимними видами, начальники были недовольны: надо знать английский и желательно французский. Пришлось резко взяться за обучение. А мой коллега Виктор Хоточкин, уже тогда занимая высокий пост, соглашался не только быть переводчиком, но при возможности натаскивать меня на английские слова и фразы.
— В 1975 именно вашим решением назначили 28-летнего Леонида Тягачёва (будущего главу ОКР) главным тренером сборной. Не боялись?
— Леонид Василевич с юных лет проявил себя организатором, а с его приходом в сборную результаты горнолыжников улучшились. Виктор Тальянов имел больше успешного тренерского опыта, но даже в кулуарах не высказывал недовольства. Среди тренеров высокого уровня было меньше интриганов, чем сейчас. А что бояться возраста? Я сам на высокой должности с 35 лет. С другой стороны, я не боялся и учиться в солидные годы. Когда меня принимали на эту должность, пришлось давать клятву, что закончу физкультурный институт. Скажу больше: со мной доучивался действующий глава Спорткомитета Сергей Павлов. Мы одновременно получили дипломы по специальности «преподаватель лыжного спорта». А ведь Павлов старше меня на 10 лет! Он начал учиться в физкультурном в 1950-х, но ушел с третьего курса. При мне восстановился и окончил вуз. Кстати, Павлов тоже начинал карьеру в руководстве ВЛКСМ, но перейдя на спортивную работу, по мнению многих чемпионов и тренеров, был лучшим главой Спорткомитета СССР.
— Каково быть студентом, когда преподаватели младше вас?
— Нормально. Я уже имел диплом юриста. Шло взаимное обогащение знаниями. Я много ездил на международные соревнования, вникал там во все детали. Профессора узнавали от нас новшества по конструкции лыж и палок, составу мазей.
Фото ПоморКолоск Подпись к фото: «Поморцев и Вячеслав Колосков всегда ставили отечественных тренеров на один уровень с лучшими в мире»
— Кто из тренеров произвёл на вас впечатление?
— Многие. Не сочтите за старческое ворчание, но я противник иностранных тренеров в российских клубах и сборных. А недавно стали ещё и в хоккей иностранцев звать! Хотя, в отличие от легионеров, наши знают язык, реалии, менталитет россиян. И всегда были разносторонне культурными людьми. Никита Симонян разбирается в музыке, в том числе классической. Валентин Иванов мог рассказать про самолёты и авиадвигатели. Борис Майоров и Вячеслав Старшинов удивили в Гренобле. Делегация шахтеров Башкирии привезла хоккеистам в подарок рабочие фонари новой конструкции. Боря и Слава разобрали один и обсуждали устройство с делегатами на таком высоком техническом уровне, что мы рты разинули! Так ведь они, до того, как стать чемпионами, работали или учились по этим специальностям по-настоящему. При этом в своих видах спорта были среди лучших в мире! Даже там, где раньше не было своей школы, наши быстро догоняли лидеров – силами советских же тренеров. Вере Зозуле удалось выиграть в санном спорте Олимпиаду в 1972 году, дуэту бобслеистов - в 1988.
После избрания на пост главы МОК Х. А. Самаранч сохранил дружеские отношения с Поморцевым и другими нашим спортивными функционерами
— Вы долго руководили хоккеем с мячом. Благодаря вашим усилиями стали строить ледовые арены. Но ведь дорогое удовольствие – поле габаритами 100х60 метров под крышей.
— Мы в юности играли и при минус 40. А крытые катки появились после 2000 года. Хабаровске в 2013, потом в Иркутске, Ульяновске, Красноярске… В моем Кемерове недавно соорудили. Дворец в Крылатском при пандемии использовали для лечения инфицированных. В ближайшее время, надеюсь, всё восстановят и запустят спортсменов. Если бы Самаранч продержался во главе МОК дольше, наш вид спорта включили бы в программу зимних Игр. Когда я в Лозанне заходил в его кабинет, он спрашивал про Осинцева, Валунова и других ведущих игроков. Оказывается, пока он работал послом Испании в СССР, чаще ходил на матчи по хоккею с мячом, а не шайбой. Мне объяснял: «Вы получите признание, если больше стран будут культивировать этот вид спорта, и если будете строить недорогостоящие катки». Мудрый человек! Говорил мне: скоро наступят времена, когда спортивное руководство начнёт считать деньги, даже в вашей стране. Крупные спортивные сооружения разоряют и богатые страны. Ещё Самаранч приветствовал, что в хоккее с мячом спортсмены на свежем воздухе - это лучше, чем в крытых дворцах, где дышат 10 тысяч зрителей. Надо чтобы на олимпийских объектах было меньше дороговизны. Крытые катки целесообразны лишь в городах России и Канады с очень холодной зимой, а вообще лучше лед с морозильными камерами снизу, но без крыши. В летнюю жару выгоднее не намораживать искусственный лёд на площади 100х60 метров, а отрабатывать тренировочные элементы на хоккейных коробках.
— Почему в Китае дела не пошли?
— Их и японцев надо постоянно стимулировать. Иначе будут опять приезжать на турнир Хабаровск с клюшками для шайбы. Зимних видов спорта стало много, сложно всё охватить. В хоккей с мячом играют в китайской студенческой лиге, но популярным по всей стране не стал. Предпочитают олимпийские виды.
— Почему шведы играют в бенди намного сильнее норвежцев?
— Норвежцы фанатично любят спорт, во многих видах добились феноменальных успехов. На бенди людей не хватает. В Швеции всё-таки населения больше. Кстати, крытых катков там мало, но и зимы не столь суровые, как у нас. Стадионы для бенди они научились строить быстро и дешево. Так что могут это делать за счёт не госбюджета, а местных коммун. Действует много детских спортивных школ. В других, даже относительно холодных странах, перспектив на массовость мало. Я беседовал с Томасом Бахом, когда он руководил в НОК Германии. Он показал мне документ, где планируется строительство катков для бенди в разных городах страны… Но, лишь когда включат в олимпийскую программу.
Греки гоняли мяч загнутыми клюшками «бенди» ещё в V веке до н. э. Барельеф из городского Афинского музея
В хоккей на траве играли ещё древние греки, в средние века переняли британцы. Когда в начале XIX века на острове выдались холодные зимы, начали гонять мяч на льду. В России – с конца XIX века на мануфактурах, где трудились англичане. Совмещали: летом футбол, зимой хоккей с мячом. А шайба в СССР прижилась лишь в 1946 году. Так что у нас более древняя история.