Главная Наука и технологии 00:14 27 Сентября 2024 7191
Видали чудеса техники, но такое...

Стоило президенту Владимиру Путину обратить внимание на срыв сроков поставок и цену самолета «Байкал», как…

Анатолий Журин
Цена за самолет волшебным образом упала почти вдвое - с 455 млн до 260 млн рублей. Фото: Minpromtorg.gov.ru/CC BY 4.0, Wikipedia.org

«А что, так можно было?» — искренне удивляются эксперты, следящие за судьбой региональной авиации. Стоило президенту Владимиру Путину обратить внимание на срыв сроков поставок и дороговизну многострадального и давно обещанного самолета «Байкал», как все тут же завертелось в обратную сторону: и сроки, и деньги.

Мало того что цена за самолет сразу упала почти вдвое — с 455 млн до 260 млн рублей, так еще на глазах стали меняться и летно-технические характеристики! Оказалось, что для взлета и посадки «Байкалу» достаточно 350 метров полосы — втрое (!) меньше, чем заявлялось ранее. Как говорил герой комедии Гайдая, «видел чудеса техники, но такое!». Остается гадать, когда же многострадальный самолет наконец-то «долетит» до сборочного конвейера.

Дотошные авиаторы напоминают, что три года назад на доводку «Байкала» Уральскому заводу гражданской авиации было выделено из госбюджета 3,5 млрд рублей под обещание начать серийное производство с 2024 года. Срок пришел, а вместе с ним пошли разговоры о необходимости подождать еще два года.

«Эх, нам бы такие деньги!» — в сердцах заметил руководитель проекта «Русская Арктика», конструктор и учредитель ООО «АП «Мотор» Юрий Петров. Он в Омске, считай, за счет своего предприятия занимается модернизацией легендарного Ан-2, подтягивая кондиции трудяги-«кукурузника» к современным требованиям.

«Я убежден, что нет у нас сегодня другого регионального самолета, — говорит Юрий Павлович. — В нынешних условиях реалистичнее было бы Ан-2 доработать, модернизировать. Эта машина уникальная — надежная, простая в конструкции. Она не требует ангарного хранения, что очень важно, учитывая особенности нашей периферии. Если остановить эксплуатацию Ан-2, то в небе над большей частью страны вообще ничего не останется. А «Байкал» не будет ему заменой, это совсем другого класса машина. И получается так: нового самолета нет, как и сертификата, мотор для него неизвестно когда появится. А не летающую машину вовсю рекламируют как перспективную и даже устанавливают цену, не зная, сколько еще будет стоить двигатель. Деньги на проект сыплются, огромные средства ушли в разработки. А что нового придумали? Даже дверь поставили против полета. Так делают для боевых самолетов, чтобы в случае катастрофы проще было выпрыгнуть на парашюте. А в гражданском самолете риск отрыва такой двери возрастает».

По мнению эксперта, региональный самолет разрабатывался людьми, далекими от понимания условий эксплуатации в условиях многоцелевых полетов в Сибири и Арктике. Фюзеляж не имеет необходимой обитаемости. Машина рассчитана на подготовленные  полосы, которых в провинции нет. В тундре пилот Ан-2 ходит в унтах и сапогах. А в «Байкале» шасси маленькие, совсем не для наших условий. Колеса должны быть низкого давления, но чтобы резина не была тяжелой. К тому же планируемый турбовинтовой двигатель, опять же, не дай бог, схватит камешек — и все! Подобные самолеты должны оборудоваться только поршневыми моторами. Ну почему в огромной стране мы никак не найдем людей, которые бы этим всерьез и предметно занимались?

Спрашивается: почему остаются без поддержки разработки омских конструкторов? Оказывается, модернизированный «кукурузник» должен пройти от и до все государственные испытания, на что при действующих регламентах уйдет лет пять. А проверенный десятилетиями эксплуатации самолет давно уже мог служить для всех видов работ в Арктике, для МЧС, включая медицину катастроф и, наконец, для пограничников. Пока в верхних эшелонах власти не найдется экспертов, способных предметно разобраться и развязать клубок этих проблем, ничего с места не сдвинется. Потому что нет конечного потребителя.

Время обещаний давно прошло, пора представить реальную машину, способную летать в экстремальных условиях Сибири и Крайнего Севера. Омские конструкторы удлинили крылья Ан-2, улучшив летные качества. Теперь ждут давно обещанный двигатель ВК-800СМ, чтобы сконструировать двухмоторную машину и летать на дальние расстояния. Ведь уже есть готовая разработка, надо лишь обратить на нее внимание. Но кому?

К месту напомнить, что в советское время Китай купил лицензию на Ан-2, там немного его модернизировали, переименовали в Y-5 — и он до сих пор летает! Эти машины летают в пустынных и горных частях страны, перевозят пассажиров и грузы. Неужели кончится тем, что нам свою же разработку или готовые самолеты придется покупать у восточного соседа?

Вместо послесловия

Вадим Олейников, летчик-испытатель, доктор технических наук

— Хотел бы поддержать своего коллегу Юрия Петрова. Напомню, что в 2019 году по результатам объявленного конкурса при отсутствии конкурентов Минпромторгом было принято решение на разработку ЛМС-1 «Байкал». В рассмотрении технических предложений на конкурсной основе омскому «Мотору» было отказано без объяснения причин. Но даже при полном отсутствии государственной поддержки специалистами предприятия был разработан и должным образом сертифицирован самолет «Русская Арктика». Считаю, что при организации производства в Омске возможно эффективное решение и кадровых вопросов, в том числе подготовки молодых специалистов инженерно-технического и летного состава, поддержание летной годности воздушного судна. Решение возобновления на омском ПО «Полет» производства отечественного самолета типа Ан-3, установка на него современного оборудования, отработанного на АК «Русская Арктика», существенно сократит сроки и расходы.

Санкции и производственные ограничения не помогли, отметил обозреватель журнала The National Interest Питер Сичиу

Фото: Liu Dawei/Синьхуа, globallookpress.com

В руководстве НАТО шокированы тем фактом, что Воздушно-космические силы России продолжают получать истребители Су-35 и Су-57. Об этом сообщило американское издание The National Interest (NI). «Объединенная авиастроительная корпорация...

У чиновников свои представления о том, что полезно народу, а что ему вредно

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Похоже, цифровизация вплотную надвинулась и на КоАП. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Продолжается безудержный процесс увода в виртуальное пространство реальной жизни. Происходит это из представлений чиновников о том, что полезно народу, а что ему вредно. И вот правительственная комиссия одобрила законопроекты,...

Наука и технологии 00:09 / 11 Октября 2024 11251
Технопарк

Эпидемия короновируса привела к снижению температуры на Луне

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Луна. © Alexander Legky, Фото: globallookpress.com

Если вы можете найти в ночном небе Большую Медведицу и Полярную звезду, то смело отмечайте в субботу, 12 октября, Международный день астрономии. Кстати, астрономы имеют привычку приурочить свой профессиональный...

CyberCab – двухместное роботакси, обещающее совершить революцию в транспортном ценообразовании; Robovan – 20-местный автобус-«утюг» на колесах 

Кадр видео с YouTube

Илон Маск, основатель компании по производству электромобилей Tesla и космической корпорации SpaceX, презентовал сразу два роботизированных автомобиля, предназначенных для работы в сфере общественного транспорта. Об этом в пятницу, 11 октября...

Работа с нейросетями перестала быть прерогативой только программистов и разработчиков

Максим Башкеев
Труд

Искусственный интеллект стремительно меняет рынок труда. Если еще недавно прикладная работа с нейросетями выглядела экзотикой, то сегодня навыки взаимодействия с ИИ требуются для успешного трудоустройства представителям десятков...

Уроки цифровой безопасности нужны и детям, и взрослым

Олег МИНАЕВ
Труд
Фото: © Ralf-Udo Thiele, globallookpress.com

Уже в этом учебном году в школах и вузах могут появиться уроки цифровой безопасности. Появление такого образовательного курса давно назрело, причем подобные уроки необходимы и юным гражданам, и вполне уже взрослым. И этот...

Особое внимание, по свидетельству Махмуда-Али Калиматова, уделяется в данном вопросе сельским территориям 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Власти Ингушетии активно работают над вопросом устранения цифрового неравенства в республике. Глава региона Махмуд-Али Калиматов подчеркнул, что особое внимание в данном вопросе уделяется сельским территориям. Результаты проводимой работы уже...

Корпорации «ускоряют планы по разработке недорогого лазерного оружия», пишет газета Financial Times

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Ведущие оборонные компании мира занимаются разработкой лазерных средств поражения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Об этом сообщило британское издание Financial Times. «Оборонные компании ускоряют планы по разработке недорогого...

Речь идет о беспилотниках-«камикадзе» Switchblade 600

Вооруженные силы Украины (ВСУ) начали применять в зоне специальной военной операции (СВО) ударные беспилотные летательные аппараты Switchblade 600 («Свитчблейд 600», в переводе с английского «выкидной нож») производства...

Чемпионат по алгоритмическому программированию RuCode.Финал 2024 вошёл в Книгу рекордов России

Олег Юрьев
На 24 площадках чемпионата собралось 1450 школьников, студентов и ИТ-специалистов

Чемпионат по алгоритмическому программированию RuCode.Финал 2024 вошёл в Книгу рекордов России в номинации «Самое массовое соревнование по спортивному программированию». Одновременно на 24 площадках чемпионата собралось 1450 школьников,...

Таких машин в украинской армии насчитывается меньше десятка, отмечают обозреватели 

Кадр Telegram-канала «Операция Z: Военкоры Русской Весны»

Украинский дрон-перехватчик случайно сбил редчайший беспилотник Hawk, поставленный вооруженным силам Украины (ВСУ) американскими партнерами. Таких дронов в украинских войсках имеется менее десяти штук. Об этом в пятницу,...

«Роснефть» развивает цифровые технологии в области разведки, проектирования и разработки месторождений

Антон Захаров
Труд
Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

В начале октября научный институт «Роснефти» в Уфе провел уникальную нефтегазовую конференцию «Цифровые технологии в добыче углеводородов: современные вызовы». В рамках мероприятия на открытой...

Это более быстрое начало совместной жизни

Фото: Андрей Аркуша, globallookpress.com

Главным преимуществом знакомств в интернете является то, что познакомившиеся в режиме онлайн пары начинают жить вместе на два месяца быстрее, чем те, что начинали общение «в реале». К такому выводу, как сообщает интернет-издание...

На аккаунты пожилой женщины, прославившейся публикацией рецептов и кулинарных секретов, были подписаны три миллиона человек 

Кадр видео из соцсетей

Жительница Подмосковья, известная как автор популярного блога в соцсети TikTok под ником «баба Маша», скончалась в возрасте 98 лет. Об этом в среду, 23 октября сообщили админы ее Telegram-канала. «Дорогие подписчики, к сожалению,...

Андрей Бабкин был признан негодным к летной службе по причине насморка

Фото: пресс-служба «Роскосмоса», globallookpress.com

Кандидат в космонавты Андрей Бабкин, который не смог полететь в космос из-за фильма «Вызов» и который был признан негодным к летной службе по причине насморка написал письмо президенту России Владимиру Путину. Об этом собщило интернет-издание...

Учитывая ограниченное число таких машин, каждая из них представляет для украинской армии серьезную ценность, отмечают обозреватели 

Кадр видео с YouTube

Украинские вооруженные силы задействовали во вторжении в Курскую область танки Stridsvagn 122 или Leopard 2A6, которые являются одними из лучших в украинском арсенале. Об этом в четверг, 3 октября сообщает Forbes. «В 2023 году Украина...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?