
На турнире Молодежной лиги Karate1 в Фуджейре (Объединенные Арабские Эмираты) наши мастера каратэ добились громкого успеха во всех возрастных группах. А ведь это крупнейшие по масштабу и составу участников состязания.
Российские каратисты, которые в 2022-м и начале 2023-го были изолированы от официальных международных турниров, а в минувшем году имели лишь единичные выезды за рубеж, на сей раз высадили большой десант в 200 человек в возрастных категориях до 13, 15, 17 лет и до 21 года. А всего в Фуджейре соревновались 2500 каратистов из 89 стран мира.
Нашим юным мастерам удалось выиграть 27 медалей - из них девять золотых, - обеспечив себе уверенное командное первенство. Для сравнения: у ставшей второй в общем зачете команды Ирана шесть золотых медалей, у Египта – пять. А, между тем, они тоже из мировых лидеров в данном виде спорта.
Еще пару лет назад предрекали, что россияне в условиях изоляции будут деградировать. Почему же этого не случилось? Этот вопрос корреспондент «Труда» адресовал одному из успешных тренеров российского каратэ Николаю Балабанову. В Эмиратах выступали 12 молодых каратистов из Уфы, из них 10 – воспитанники Николая, в том числе Аида Бикметова, ставшая чемпионкой в U21. Еще одна представительница Башкирии, Сафия Маннанова (тренер Никита Зрелов) заняла третье место в U14.
Николай Балабанов и Аида Бикметова
– Во-первых, в российском каратэ за несколько лет набралось мастерства и опыта и теперь успешно работает поколение молодых тренеров, – объясняет Балабанов. – Во-вторых, сказывается высокий уровень проведения турниров в России, отличная популяризация этого вида спорта. Отсюда массовость и растущая конкуренция. Взаимодействие с соперниками из Белоруссии и Казахстана не прекращалось даже в период жестких антироссийских санкций. Несмотря ни на что, в Москву приезжали на традиционный декабрьский турнир «Вселенная каратэ» сильные представители из стран, где, скажем так, не слишком рьяно выполнялись санкции, предписанные МОК и другими международными организациями. А уже начиная с 2023 года наши спортсмены начали ездили в тренировочные лагеря за рубеж: молодежь – в Стамбул, взрослые – в Египет и некоторые другие страны, где каратэ развито. То есть в какие-то моменты спортивное содружество оказалось крепче политиканства.
Что дальше? Главный турнир сезона – чемпионат мира 2025 года – пройдет в ноябре в Египте. Отбор проводится, согласно рейтингу спортсменов, в каждой из весовых категорий. Чтобы получить заветные баллы, надо выступать в турнирах ранга премьер-лиги и занимать там высокие места. За период изоляции наши атлеты позиции подрастеряли, теперь придется наверстывать.
Что касается успеха в Эмиратах, то здесь россияне тоже зарабатывали баллы, но лишь в рейтингах своих возрастных групп. То есть даже победители U21 очков, необходимых для попадания на ЧМ-2025, не заработали – только для молодежного первенства мира и Европы, которые состоятся в следующем году. Однако эти поединки очень важны для реальной оценки своих сил и перспективы. Победы над призерами и победителями последнего первенства Европы обнадеживают. Так, еще одна воспитанница Балабанова, Адель Вахитова выиграла у победительницы первенства Европы, а Эрнест Шарафутдинов будет участвовать на турнире премьер-лиги в Китае. Кстати, на днях первому присвоено звание заслуженного тренера, а второму – заслуженного мастера спорта.
Отметим также успех воспитанницы московских тренеров Алексея Мироедова и Александра Трефилова Эми Урешино: она выиграла ката в группе U14. В этой категории каратэ россияне не столь успешны на международном уровне, как в кумитэ (поединках). Успех юной москвички стал приятным сюрпризом. Эта талантливая девочка – наполовину японка, мама у нее русская. Родилась в России, потом несколько лет прожила в Японии, где и начала заниматься каратэ…
Алексей Мироедов и Эми Урешино
И вот что еще немаловажно в нынешней международной обстановке. Как рассказали «Труду» тренеры Балабанов и Мироедов, обстановка на турнире в Фуджейре, несмотря на накал борьбы, была исключительно спортивной и доброжелательной. Не только со стороны представителей Азии, но и от испанцев, итальянцев, французов какой-либо агрессии или отказа от рукопожатий на пьедестале не замечено. Сильных – уважают!