В Москву привезли спектакль главного режиссера Новосибирского театра «Старый дом» Антона Федорова по антиутопии Платонова «Котлован». Его показали в «Студии театрального искусства». Эту платоновскую вещь трудно представить на сцене, но Федорову, которого называют сейчас одним из лучших российских режиссеров, удалось передать и поэзию, и тоску героев повести по истине, красоте и любви.
Герои живут мечтами о будущем, поскольку в настоящем счастья нет. Нечто подобное происходит время от времени со всеми нами, и сегодняшний день тому подтверждение. Действие начинается с того, что Вощев (Тимофей Мамлин) идет в пивную, потому что его уволили с производства «вследствие роста задумчивости среди общего темпа труда». И тут — невиданное дело — работяга, винтик вдруг задался вопросом о смысле жизни и почувствовал, что «без истины тело слабнет». Он присоединяется к артельщикам, живущим в бараке и роющим котлован для чудесного дома, где когда-нибудь счастливо заживут местные пролетарии.
Обитатели барака роют землю ради светлого будущего, а их настоящее беспросветно: ни семей, ни достатка, ни любви (недаром кляузник Козлов сам себя гладит по ночам, ведь его никто не любит). Но в этой унылой атмосфере разлито томление по чему-то светлому и доброму. По истине.
В повести инженер Прушевский писал письма сестре. В спектакле он обращается к некой Марии, и эти послания — самого Андрея Платонова к жене. В них есть такие строки: «Мария, здесь жить нельзя. Какой ужасный холод. Можешь ли ты сообщить мне какую-нибудь надежду?» В течение всего спектакля пронзительные письма читают вслух многие персонажи, а в финале конверты выпадут из голубого почтового ящика на стене.
Декорации просты: комната, облицованная деревянными панелями, перед нею — насыпь из черного песка, в нем-то землекопы и копаются. Из одного окошка замечаешь смену времени года, из другого торчат две лошадиные головы. Ближе к финалу они исчезнут — попадут под раскулачивание. Крестьян из соседней со стройкой деревни на плотах отправят вон из родных домов, и в оконном проеме будут видны их лица.
Правда, сами «враги народа» перед тем успеют убить двух посланных на борьбу с ними землекопов. Вот и получается, что котлован Дома мечты становится местом гибели людей, так и не дождавшихся всеобщего счастья. Особенно печальной и символичной оказывается смерть девочки Насти, которую артельщики взяли к себе. Этот персонаж в спектакле анимационный, что, признаем, удачное решение — подобная театральная роль была бы тяжела и профессионально, и психологически для какой-то маленькой актрисы.
Похороны сироты Насти, олицетворявшей для артельщиков светлое будущее, на дне котлована самым авторитетным землекопом Чиклиным (Анатолий Григорьев) — финальная точка книги. А в спектакле после этой сцены ярко высвечивается звездное небо и загораются вверху разноцветные шары-планеты. Необыкновенная далекая красота — как утешение и надежда на то, что нечто хорошее и доброе еще может случиться, и необязательно в далеких мирах, и не на стройке будущего, где-то тут, по соседству:
После показа спектакля в Москве на сайте новосибирского театра опубликовали отзыв Антона Мартыненко, внука автора «Котлована»: «Ваш спектакль — один из лучших, что я видел в своей жизни по Платонову. Он вселяет надежду на то, что дедушку не только читают, но и понимают».
Напомним, что у повести Платонова была нелегкая судьба — автор написал ее в 1930 году после длительной командировки, где он наблюдал процесс коллективизации деревень. А впервые опубликовали эту книгу в 1969-м за границей и только в 1987-м — в нашей стране, в журнале «Новый мир».