Главная Экономика 00:01 26 Октября 2018 3041
Только с парашютом можно долететь

В огромной России аэропортов осталось меньше, чем в заполярной Аляске

Галина Пономарева, Анатолий Журин

Есть хорошая новость: за год в России не закрыли ни одного аэропорта. А в городах, принимавших ЧМ-2018, реконструировали терминалы, взлетные полосы, в Ростове-на-Дону даже построили суперсовременный Платов. Но, конечно, один новый аэропорт не в состоянии закрыть зияющие белые пятна на карте авиационных маршрутов в самой большой стране мира, занимающей территорию в 17 млн кв. километров.

На ежегодной осенней конференции «Развитие региональных аэропортов — 2018» эксперты называли горькие цифры. За четверть века количество аэропортов на российской территории сократилось в шесть с лишним раз — с 1450 до 232, 60 тысяч специалистов наземных служб остались без работы. Самый болезненный удар пришелся по малым региональным аэропортам. Сотни населенных пунктов потеряли воздушную связь с областным центром и соседними регионами.

В докладе Андрея Колесникова, гендиректора компании «КрасАвиаПорт», нового оператора аэропортов Красноярского края, был представлен визуальный ряд, который будто перенес слушателей на век назад. По таежным просторам края разбросано 80 крупных населенных пунктов, вообще не имеющих другого вида транспорта, кроме авиации. И тут идут кадры ужасающей разрухи: полуразвалившиеся, обшарпанные здания аэропортов, деревянные сараи для наземных служб. В таких условиях работают люди, принимая и выпуская рейсы, жизненно важные для населения края. Тунгуска, Енисейск, Туруханск...

По данным «КрасАвиаПорт», техническое состояние региональных аэропортов и аэродромов критическое. Износ основных производственных фондов — 80%, уровень обеспечения производственными зданиями и сооружениями не превышает 60%. Капвложения осуществляются за счет градообразующих предприятий. Собственных средств на это аэропорты не имеют вследствие малых объемов перевозок.

В «Аэропроекте» подсчитали: для поддержания существующей материальной базы гражданской авиации в рабочем состоянии требуется 70-75 млрд рублей. В последнее время государственные инвестиции в эту сферу выросли до 40 млрд. Правда, из них на содержание 81 регионального аэропорта в Сибири и на Дальнем Востоке направлено 3,5 млрд рублей. Остальные деньги осваивают крупные авиаузлы мегаполисов. При дележке бюджетного пирога крупные игроки в очереди всегда первые, остальным достаются крохи.

Где же выход? Участники конференции, организованной Центром стратегических разработок в гражданской авиации, считают, что аэропорты следует переводить с бюджетного финансирования на концессионные соглашения. Правовая основа заложена российским законодательством в области государственно-частного партнерства (ГЧП). Как показывает международная практика, приход частного инвестора позволяет сделать прозрачными денежные потоки, существенно сокращать затраты и сроки строительства.

Опыт на этот счет имеется в соседних странах. К примеру, в Грузии на основе ГЧП успешно реализуется проект реконструкции аэропорта Тбилиси. В Черногории в рамках концессионного соглашения готовится конкурс, результатом которого станет выбор оператора для управления аэропортами Тиват и Подгорица. В Узбекистане реализуется проект ГЧП, субъектами которого стали аэропорт Ташкента и автомагистраль от столицы до Самарканда. У нас подобный пример мог быть в Пулково, но ЕБРР заморозил обещанные вложения из-за экономических санкций. Зато интерес к развитию аэропортов в российских регионах выразил Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIIB).

 

Проблема в том, что российские инвесторы не спешат вкладывать деньги в эту сферу. Были случаи, когда конкурс на управление аэропортом объявлялся и отменялся по причине отсутствия желающих. Риски высоки. Банки хотят государственных гарантий, которые могли бы компенсировать потери при особых обстоятельствах, ставших едва ли не нормой хозяйственной практики.

Тем не менее за минувшее десятилетие объектами инвестирования стали 30 аэропортов с пассажиропотоком свыше 500 тысяч в год. Их, как всегда, разобрали крупные игроки рынка. Сейчас на очереди аэропорты помельче, куда привлечь частный капитал труднее. По мнению Антона Кореня, гендиректора ЦСР ГА, потребуется всесторонний анализ деятельности объекта инвестиций — от оценки конкуренции со стороны других видов транспорта до изучения платежеспособного спроса населения и вариантов «монетизации» инфраструктуры аэропорта. 10 тысяч новых маршрутов — прогноз ЦСР на развитие спроса в ближайшие 10 лет. Основные тренды — цифровизация аэропортового бизнеса, развитие хабовых технологий, увеличение числа лоукостеров.

Примером реализации проекта ГЧП хотят сделать Московский авиационный узел (МАУ). До сих пор на него бюджет тратил средств больше, чем на все остальные аэропорты вместе взятые. Теперь Минтранс обещает исключить государственное финансирование и перераспределить деньги в регионы. В концессию переходят аэропорты Внуково и Домодедово, сроки действия соглашения, соответственно, 49 и 55 лет. На этапе согласования в Росавиации вопрос перехода в концессию аэропорта Шереметьево. Один из основных источников финансирования — установление тарифов на услуги аэропорта по своему усмотрению. 143 млн пассажиров в год — такова пропускная способность аэропортов МАУ. В стоимости каждого авиабилета будет заложено 200-300 рублей за аэропортовое обслуживание. То есть цена билета на полет из столицы неизбежно вырастет. Предполагается, что и это тоже заставит развивать региональные маршруты внутри страны, избегая использования аэропортов Московского авиационного узла.

Это благие планы, а есть решения, которые уже сегодня лежат на поверхности. Те самые региональные аэропорты, которые не в состоянии даже содержать наземные службы, платят ежегодно свыше 500 млн рублей налогов. Спрашивается: что мешает избавить от этого бремени и направить средства на развитие? Вполне возможно, что при таком перераспределении средств не пришлось бы повышать цены на билеты и региональные аэропорты стали бы привлекательнее для инвесторов.

Голос

Виктор Горбачев, гендиректор ассоциации «Аэропорт» ГА

— Рано пока говорить о перераспределении средств из МАУ в регионы. Пока не закончено строительство посадочных полос, их не передадут в концессию. А строятся они на деньги госбюджета. Полосу в Домодедово должны были сдать к ЧМ-2018, но не успели, строительство продолжается. То же — с третьей ВПП в аэропорту Шереметьево. Ее стоимость уже перевалила за 100 млрд рублей, а конца не видно из-за споров с «Газпромом» (там проходит газовая магистраль) и жилой застройки в непосредственной близости. Средства летят как в трубу. А региональным аэропортам по-прежнему достаются крохи. Из 30 аэропортов ФКП «Аэропорты Севера» 25 имеют грунтовые полосы, которые работают всего несколько месяцев году. Вот куда требуются вложения! А им выделяют по 3-4 млрд в год. Это мизерная сумма для тех климатических зон, где они расположены. Себестоимость строительства зависит от многих факторов. Там нет дорог, завозить стройматериалы можно только водным путем, строить приходится в условиях вечной мерзлоты.

Аэродромная сеть сокращается, и это напрямую влияет на состояние безопасности полетов. Куда вы собираетесь садиться в случае чего? На днях было совещание в Минтрансе о ситуации с запасными аэродромами. Они есть только по ходу основных трасс, например, Москва — Хабаровск. Если же говорить о местных воздушных линиях, запасных аэродромов и посадочных площадок для них нет. В тундру будут садиться в аварийной ситуации? Больше некуда.

А в это время

Общественная палата предлагает переименовать полсотни аэропортов в рамках проекта «Великие имена России». Пока в стране именных аэропортов немного: в Саратове, Барнауле и Кемерово их назвали именами космонавтов первого призыва — Юрия Гагарина, Германа Титова и Алексея Леонова. В Ульяновске — в честь историка Николая Карамзина, в Ростове-на-Дону — казачьего атамана Матвея Платова. Славных имен в России хватает, а вот с аэропортами хуже. Были намерения у тобольчан дать местной воздушной гавани имя великого земляка Дмитрия Менделеева, жители Великого Новгорода голосовали за Александра Невского, Бийска — за одного из основоположников отечественной космонавтики Юрия Кондратюка... Увы, в эти города больше не летают самолеты, так что говорить не о чем.

Экономика 00:01 / 14 Марта 2025 10628
Их не догонят

Почему цены на продукты растут быстрее зарплаты?

Александр Киденис
Труд
В Госдуме задумались о регулировании цен. Во времена СССР это было чревато дефицитом. Фото: Размик Закарян/Ura.ru, globallookpress.com

В Госдуме идет обсуждение проекта федерального закона, ограничивающего торговые наценки на социально значимые продукты питания. Такой порядок существовал в советские времена, что неизменно оборачивалось дефицитом. Как сложится...

Нас должно быть больше. Но как от слов перейти к делу исправления демографической ситуации?

Александр Киденис
Труд
За год в России почти четверть миллиона как корова языком слизала. Фото: Сергей Фомин/Russian Look, globallookpress.com

«Та страна богаче, где проживает больше людей», — писал английский классик политэкономии Давид Рикардо, один из отцов-основателей современной экономической науки. Однако наша Россия по этой формуле с каждым...

Экономика 00:01 / 07 Марта 2025 6232
Слив в оффшор

Почему тарифы ЖКХ растут быстрее, чем пенсии и зарплаты

Александр Киденис
Труд
Самая большая неприятность впереди: летом нас ожидает увеличение коммунальных тарифов на электроэнергию, воду и отопление. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

В новом году цены на социально значимые товары и услуги растут как на дрожжах. В январе подорожали общественный транспорт, вывоз мусора, взносы на капремонт многоквартирных домов и даже пошлина на расторжение...

По версии надзорного ведомства, два топ-менеджера газового холдинга обеспечивали выгодные контракты для подконтрольных им фирм

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Бывший топ-менеджер энергетического блока группы «Газпром» Алексей Митюшов и бывший глава департамента маркетинга «Газпрома», генеральный директор компании «Русхимальянс» Кирилл Селезнев вывели из активов...

Как пишет британский журнал The Economist, в ее условиях отсутствуют «более широкие гарантии безопасности»

Фото: Геннадий Минченко/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Занимающий пост президента Украины Владимир Зеленский не станет подписывать второе соглашение с США о разработке полезных ископаемых, если в нем не будут прописаны гарантии безопасности для Украины. Об этом сообщил британский журнал The Economist...

Экономика 00:01 / 11 Апреля 2025 4711
Деньги на мусор

Фактически мусоросборщики делают их из воздуха - точнее, изымают в принудительном порядке из карманов граждан

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
«Мусорная реформа» в России явно провалилась. Вопрос - где посадки? Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

С 1 апреля 2025 года в России вступил в силу мораторий на проведение «весогабаритного контроля для двуосных и трехосных тяжеловесных транспортных средств, используемых для транспортировки твердых коммунальных...

Лозунг «Спи скорей: твоя подушка нужна другому!» берут на вооружение хозяева ночлежек и граждане, сдающие жильцам квартиры

Ольга Лернер
Труд
Фото: David Oxberry/moodboard, globallookpress.com

«Спи скорей: твоя подушка нужна другому!» — такой плакат сатирик Михаил Зощенко подметил когда-то в доме отдыха рабочих в крымской Феодосии. Сегодня в России этот лозунг берут на вооружение хозяева...

Одно время показалось, что мы шагнули в новую эру. А по сути, погружались в кредиты и долги

Надежда Арабкина
Труд
В этой куче вышедших в тираж телефонов есть такие, которые и сейчас работали бы. Фото: Bernhard Kreutzer/imagebroker.com, globallookpress.com

— Ваш автомобиль пора выбросить, возьмите кредит и купите новый, у нас сегодня хорошие условия по обмену, — выдал мне бесплатный совет приемщик в сервис-центре. На вид ему было хорошо за 50,...

Декларируя борьбу с инфляцией, власти создают условия для ее роста

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Bulkin Sergey, globallookpress.com

С 1 июля тарифы ЖКХ по всей России будут повышены в среднем на 11,9%. Об этом на прошлой неделе сообщил первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. По его словам,...

Деньги не пахнут: дачные туалеты обложат налогом. А также бани и теплицы

Ирина Хмара
Труд
Налоговики решили напомнить о том, что постройки с фундаментом обложены налогом. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Паника среди дачников и сельчан: граждан, у которых на участках есть бани, теплицы и туалеты, теперь заставят платить за них налог. «Это что, шутка?!» — бурлят соцсети. Да не совсем....

Экономика 00:11 / 14 Марта 2025 4100
К вам едет ревизор

Сотни ревизоров инкогнито отправятся в этом году инспектировать российские отели и рестораны

Максим Башкеев
Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Перед ними поставлена задача: выявить слабые места в отечественной индустрии гостеприимства и помочь исправить ошибки. На что будут обращать внимание проверяющие и помогут ли они повысить уровень сервиса? «Отвратительный...

Россиянам сегодня почему-то не меняют доллары

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Проблема внезапного вывода из оборота денег в связи с заменой старых купюр или переходом на новые деньги всегда ущемляет рядовых граждан. Те регулярно страдают от финансовых маневров государств, валютных зон, Центробанков. Помнится,...

Государство наконец-то занялось мерами по обузданию бедствия, давно охватившего страну. Но увы: они недостаточны и явно запоздали

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Типичная жертва мошенника - пенсионер. Фото: Matthias Balk/dpa, globallookpress.com

В Госдуму внесен проект федерального закона «О создании государственных информационных систем по противодействию правонарушениям (преступлениям), совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий»....

Роспатент создал уникальный прецедент

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Ramon Costa, globallookpress.com

Роспатент официально зарегистрировал товарный знак Ericsson за российским производителем кондиционеров ООО «Р-Климат» («Русклимат»). Создан уникальный прецедент, который остряки уже назвали «импортовозвращение». Вообще...

Российское правительство, как видно, не горит желанием подводить итоги их реализации

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Премьер-министр Михаил Мишустин бегло сообщил: «Все, что запланировано, выполняется». Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

В 2018 году, заступив на очередной срок своего президентства, Владимир Путин издал указ, который у нас принято называть майским, потому что он был подписан 7 мая. Документ обозначал национальные цели развития на шесть...

По сравнению с прошлым годом сумма в платежках может подпрыгнуть на 20-30%

Евгений Акатов
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

По прогнозам специалистов, россияне в 2025 году столкнутся с заметным подорожанием услуг ЖКХ. Сумма в платежках может подпрыгнуть на 20-30% по сравнению с прошлым годом. Неужели нельзя обуздать тарифные аппетиты? Дмитрий...