В Краснодаре люди, не выдержав бытовых невзгод, вышли на стихийный митинг, перекрыв несколько улиц. Как пишут в соцсетях, многочасовые отключения электричества наблюдались по всему городу 10 дней и не прекращались до 21 июля. В стычках с автомобилистами, а затем и с полицией краснодарцы объясняли: они сутками сидят без электричества, мечтая о самом простом: поесть горячего, помыться и смыть воду в унитазах. Ведь если нет электричества, то нет и воды, не работают холодильники и даже, представьте, телевизоры!
К митингующим приехал мэр Краснодара Евгений Наумов. Он пообещал оставаться с жителями до возобновления подачи электроэнергии, предложив приковать его наручниками к столбу и держать до решения проблемы. Мэра пожалели: оставить человека на жаре — пытка и угроза жизни. А насилие над представителем власти — прямая дорога в тюрьму.
Если в Краснодаре градоначальник удостоил горожан своим вниманием, то в Анапе, где также обострились проблемы с подачей электроэнергии и возмущенные люди вышли на улицу, мэр с ними общаться не стал. Понять его отчасти можно. Что бы он ни сказал землякам, это не решит назревшие проблемы, ток в проводах не появится. Как выясняется, проблема эта не локальная, мэры решить ее не в силах.
В знойном июле весь юг России столкнулся с острой нехваткой электроэнергии. На Кавказе, в Краснодарском крае, Ростовской области, Крыму и других регионах вводились веерные отключения электричества. Глава администрации Ялты Янина Павленко сообщила, что в городе из строя вышли 40 трансформаторных подстанций и были повреждены подземные коммуникации. Власти объясняют случившееся проблемами на Ростовской АЭС. Сначала один энергоблок был остановлен для планового ремонта, потом произошла авария на еще одном. В результате огромные пространства, от Севастополя до Элисты, где живут миллионы, остались без энергии.
Еще в оправдание приводятся аномально высокие температуры, бесконтрольное увеличение населения и наплыв туристов. Но, похоже, погода лишь усугубила и без того кричащую проблему. А на самом деле беда с электроэнергией — общая для всей России.
Как считает эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков, генерация и сетевое хозяйство не поспевают или же вообще «не синхронизированы» с развитием экономики. Отставание сетевого хозяйства копилось десятилетиями. Сети изношены на 70%, а обновление и расширение не поспевают за ростом потребления. А тут еще, по данным Минэнерго, незаконный майнинг отнимает по всей стране 1,5% всего потребления. А, например, в Иркутской области майнеры используют 26%.
По идее, деньги от роста тарифов, транспортировки электроэнергии и подключения новых абонентов должны идти на замену трансформаторных подстанций, другого оборудования, проводов. Но сетевики, как можно судить по ситуации на юге России, привыкли больше жаловаться на плачевное состояние своего хозяйства, чем делать что-то реальное для его модернизации. Легче постоянно кивать на недостаток средств.
В дачном подмосковном поселке, где я живу летом, трансформатор не менялся с глубоких советских времен. И даже замены счетчика, давно выработавшего ресурс, добиться не удается. Увеличение мощности с имеющихся 7 до 15 кВт местный поставщик оценил более чем в 45 тысяч рублей. Это при том, что все провода подведены. По ночам уличного освещения нет, поселок погружается в темень, спасибо, в дома электричество пока подается. И мыться пока есть чем.
Как известно, в СССР была единая энергетическая система, которая развивалась и обеспечивала растущие потребности страны. Система обладала запасом мощности, что давало возможность перетока энергии из избыточных регионов в дефицитные. Тем наследием мы, по сути, пользуемся до сих пор. Российская же энергетика развивалась слабо, доедая то, что было создано ранее. Известный «реформатор» Чубайс разделил систему на генерирующую часть и сетевое хозяйство. Как у сатирика: рукава пришивают одни, пуговицы — другие.
В итоге костюмчик тот еще получился: Сетевое хозяйство поделено к тому же на региональные структуры, что стабильности не добавляет. В Дагестане, например, до 40% электроэнергии утекает налево за счет незаконных врезок в снабжающие сети.
Нынешняя ситуация на юге РФ не уникальна. Так, 16 июля из-за аварии на Гусиноозерской ГРЭС несколько микрорайонов Улан-Удэ были обесточены, без электричества остались 115 тысяч жителей. Как говорит гендиректор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов, аналогичные системные проблемы есть и на Дальнем Востоке, и в Юго-Восточной Сибири. Эти регионы давно нуждаются в строительстве дополнительных мощностей. А по информации Александра Кияницы, руководителя и основателя компании VOLTS — производителя накопителей электроэнергии, для удаленных территорий, таких как, например, Бурятия, Республика Саха, Забайкальский и Камчатский края, Амурская, Магаданская и Сахалинская области, Чукотский автономный округ, проблема дефицита электроэнергии традиционная. И чем дальше от условных деловых центров, тем она острее.
Но если кто-то думает, что Москва застрахована от таких проблем, то ошибается. В энергосистеме столицы и области генерация работает на импортных газовых турбинах суммарной мощностью 1,7 ГВт, обслуживание которых затруднено из-за санкций. И если они вдруг забарахлят, потребуется построить новые мощности на 1,5 ГВт. Успеем ли при нынешних темпах электрификации?
Эксперт Павел Марышев считает, что отечественная энергетика слишком долго не развивалась: «Абсолютное большинство объектов крупной генерации современной России — советское наследие, отголоски ГОЭЛРО. Очевидной проблемой является высокий износ оборудования. Это касается и электросетевого комплекса, который обновляется недостаточными темпами».
Получается, та самая «лампочка Ильича», зажженная около века назад, горит все слабее. Из-за отключения энергоблока на Ростовской АЭС выработка электроэнергии, как сообщают СМИ, сократилась на 1,5 ГВт. Много это или мало? К примеру, такую мощность имеет крупнейшая электростанция на Дальнем Востоке — Приморская ГРЭС. Она обеспечивает энергией почти половину Приморского края. Общая же генерация в России составляет 250 ГВт. Долго считалось, что этого достаточно, даже хватало для продажи на экспорт. Теперь же выясняется, что мало.
Сравним с тем, что происходит в мире. В США мощность всех электростанций в пять раз больше, чем у нас, — 1200 ГВт. И электроэнергетика там не стоит на месте. Мощность всех электростанций Китая достигла 2920 ГВт — почти в 12 раз больше российских показателей. Такого запаса энергетических мощностей не имеет ни одна страна в мире. При этом солнечная и ветряная генерация составила 36% в общем энергетическом балансе КНР, а доля тепловых электростанций (ТЭС) впервые в 2024 году упала ниже половины. Лишь за пять месяцев текущего года китайцы установили 80 ГВт одной только солнечной генерации, и сейчас в КНР она достигла 690 ГВт. Напомним: потеря мощности всего в 1,5 ГВт на Ростовской АЭС привела к коллапсу на юге нашей страны. А согласно последним данным, в 2023 году Китай установил рекордные 293 ГВт ветровой и солнечной энергии, увеличив их совокупную мощность до 1050 ГВт. Нам, чтобы избежать кризиса, было бы, наверное, достаточно и сотой доли...
Понятно, для развития электроэнергетики нужны деньги, и немалые. По данным Минэнерго, инвестиции в электроэнергетику за последние 20 лет составили 6 трлн рублей. А в следующие 12 лет они оцениваются в 6,4 трлн. Но, например, крупнейшая в мире ветряная электростанция в китайской провинции Ганьсу (один из китайских национальных проектов) обошлась в 17,5 млрд долларов (примерно 1,5 трлн рублей). Зато она дает 10 ГВт почти дармовой энергии, а к будущему году даст 20 ГВт. Всего же Китай в 2022 году произвел на 46% больше ветровой электроэнергии, чем вся Европа, занимавшая до 2020 года первое место в мире по ее выработке. И сейчас китайская ветроэнергетика растет в 3,6 раза быстрее европейской и в 7 раз быстрее американской.
Ошеломляющие темпы развития электроэнергетики в КНР, прежде всего ее новых видов (солнце и ветер), не только гарантируют бурное развитие экономики, но и уже привели к фантастическому результату. Как сообщили мировые аналитические агентства, Китай на четыре года раньше плана достиг пика выбросов парниковых газов, сейчас идет их снижение. А ведь эта задача ставилась китайским руководством на 2030 год. Ее решению способствовал и другой важный фактор. По данным Международного энергетического агентства, в первом квартале 2024 года Китай продал почти 1,9 млн электромобилей — больше, чем весь остальной мир. А всего с 2018 года Китай продал 18 млн электромобилей. Сейчас каждое десятое транспортное средство на дорогах КНР — электрическое. Так называемый зеленый переход, о котором шумели во всем мире, без особой помпы совершили китайцы.
У нас же к новым источникам энергии отношение скептическое. Говорят, в России мало ветра, да и солнечных дней нехватка. И потому совокупная мощность станций на возобновляемых источниках энергии у нас составляет всего 6 ГВт — меньше, чем производит любая из десятка крупных китайских ветряных станций. Хорошо, не будем спорить, мы не специалисты. Говорят, скоростные железные дороги тоже не про нас. Но и жить, как прежде, тоже ведь нельзя! Стройте АЭС, гидроэлектростанции, теплоэлектростанции, раз в стране урана, газа, мазута и угля — завались. Обновляйте сетевое оборудование. Иначе мы можем одичать, переселиться в землянки. И перейти на ежемесячное умывание.