Главная Культура 10:14 24 Августа 2021 2761
«Волшебная флейта» сыграла боевую тревогу

Сказка – ложь, да в ней намек, напомнил нам спектакль из Зальцбурга

Сергей Бирюков
Трем мальчикам и их замечательному Дедушке - Клаусу-Марии Брандауэру - достались главные аплодисменты публики. Фотографии предоставлены агентством TheatreHD

Зальцбургский фестиваль продолжает делиться своими богатствами. Не прошло и двух недель, как нам транслировали оттуда сенсационную премьеру этого года – «Дон Жуана» в изощренной музыкальной трактовке Теодора Курентзиса (правда, и в вяловато-бесцветной, символистски-перемудренной режиссерской версии Ромео Кастеллуччи), и вот еще одна встреча с моцартовским шедевром – на этот раз «Волшебной флейтой». В отличие от вышеупомянутой продукции, это одна из самых, на взгляд обозревателя «Труда», естественных и увлекательных интерпретаций последней оперы венского гения.

Здесь, правда, речь не о новой, а об архивной постановке, впрочем тоже совсем недавней, 2018 года, которую в рамках серии, посвященной 100-летию Зальцбургского фестиваля, показало в минувший уикэнд российское агентство трансляций TheatreHD. «Волшебная флейта» стабильно входит в пятерку самых репертуарных опер мира, потому разнообразие ее сценических прочтений необозримо, от традиционного академизма до соцарта, как несколько лет назад в нашем Большом, или «звездных войн», как в нью-йоркском Метрополитене. Но, кажется, никому еще до американо-германского режиссера Лидии Штайер не приходила в голову простая мысль – представить эту историю как захватывающую и назидательную сказку, рассказанную на ночь детям.

Обычно театры, ставя полную, не адаптированную партитуру «Флейты», подают ее как притчу для взрослых, полную символических, в частности масонских смыслов, актуальных для Моцарта, как известно, принадлежавшего к движению «вольных каменщиков». А для детей ставят сокращенный вариант, не углубляясь в философию, но подчеркивая сказочную сторону сюжета. Штайер впервые (насколько могу судить) сделала детей не только желанными зрителями полнометражного спектакля, но и его стержневыми героями. Очевидно – понимая, что ребенок не меньше взрослого чувствует разрывы бытия, но только он от них гораздо менее защищен и потому переживает острее, и в поддержке нуждается большей.

Знаменитые Три мальчика из либретто «Флейты», к которым мы привыкли как к коллективному доброму антиподу коварных Трех дам, направляемых Царицей ночи, у г-жи Штайер выходят на сцену гораздо раньше своего первого явления в партитуре – в самом начале. Это три братика из большой семьи, живущей пусть и в любви, но далеко не всегда в согласии. Вот и прямо на звуках увертюры разыгрывается семейная ссора, вгоняющая ребят в смятение, разогнать которое способен только старый мудрый дедушка (разговорная роль, удачно изобретенная Штайер вместе с драматургом спектакля Иной Карр). Итак, дети уложены в кроватки в их уютной спаленке, дедушка берет в руки громадную старинную сказочную книгу, устраивается поудобнее в кресле под торшером – и… сказка оживает в ребячьем воображении, обретая лица из привычной дневной жизни. Так, папа, переряженный в сюртук и цилиндр, становится пафосным волшебником Зарастро, мама в лунно-белом платье и с рогами-лирой на голове – стервозной Царицей ночи, мясник Папагено, сменив окровавленный фартук на нечто попугайски-пестрое, оборачивается веселым птицеловом и охотником за немудреными житейскими удовольствиями.

Сам же солидный буржуазный дом, где живут мальчики, превращается… ну конечно в цирк: где еще, по опыту ребят, могут в этой жизни происходить чудеса, зримые и осязаемые! Так девицы из мечтаний Папагено становятся воздушными гимнастками, жрецы Зарастро – клоунами, а он сам – директором этого лицедейского царства, в своей пестроте вполне моделирующего целую вселенную. Даже принцесса Памина предстает акробаткой, неожиданно ассоциировавшись у автора этих строк (не думаю, что Штайер имела это в виду, хотя кто знает) с чудесной девочкой Суок из «Трех толстяков» Олеши и даже с окуджавовской строчкой «ему б кого-нибудь попроще, а он циркачку полюбил».

Птицелов Папагено у режиссера Лидии Штайер неуклюж и едва способен поймать обыкновенную курицу, зато принцесса Памина - сущая цирковая акробатка

Здесь единомышленники Штайер – сценограф Катарина Шлипф и художник по костюмам Урсула Кудрна – проявляют чудеса изобретательности, свободным вращением сценических конструкций трансформируя пространство в населенный загадочным народом, постоянно меняющий формы таинственный замок-лабиринт, каковым, наверное, представляется ребенку цирковое закулисье, неиссякаемо являющее все новых экзотических персонажей. Правда, рецензенты, видевшие спектакль вживую, говорят, будто эта пестрота произвела на них впечатление суеты и перенаселенности – не исключаю, что они правы, но тогда поклон команде видеотрансляции, создавшей ощущение полной сконцентрированности происходящего.

Лишь под конец постановщики пустились в очень уж, показалось, рискованный эксперимент, когда Принц – сошедший с полки офицер оловянных солдатиков и та самая акробатка-Принцесса – взявшись за руки идут навстречу последнему назначенному им испытанию огнем и водой. Тут под тихие «шаги» оркестра и мистически-тревожные голоса хора во весь задник сцены перед ними разворачивается кинохроника ужасов обеих мировых войн – летят комья земли, беззвучно орут солдатские рты, неподвижно скалятся скелеты жертв нацистских лагерей… Впрочем, разве не так было, когда пафосные речи мировых лидеров о «справедливости», «правде» и «отваге» (лозунги в толпе подчиненных Зарастро) обернулись планетарными бойнями одна страшнее другой? И надо ли удивляться внезапной зловещей развязке, когда жрец-клоун по команде своего вождя расстреливает прикатившую на броневике Царицу ночи, ее слугу Моностатоса и трех дам, курьезно наряженных в офицерские кители и кринолины?

Что еще остается после этого детям, как не нырнуть во внезапной темноте под одеяла и пугливо выглядывать из-под них под ликующие звуки финала: сказка ли так страшно закончилась, или то навеянный ею кошмар, или случилось неожиданное прозрение во взрослую жизнь?

Музыкальное решение, направляемое дирижерской палочкой опытного (в том числе в моцартовском репертуаре) греческого маэстро Константиноса Каридиса, гармонично и умеренно-исторично, т.е. без фанатизма в виде старинных медных или деревянных духовых (судя по мимолетным кадрам, цеплявшим оркестровую яму, там все вполне современно в смысле инструментария, что и естественно для Венского филармонического – главного оркестрового резидента фестиваля), но с соблюдением модной нынче суховатой сдержанности и прозрачной полифоничности звучания. Абсолютно на месте лирический тенор Мауро Петер (Тамино) и характерный – Майкл Портер (Моностатос), сопрано Кристиане Карг (Памина) и Мария Назарова (Папагена). Чудесен баритон Адама Плахетки (Папагено), роскошен бас Тарека Назми (Первый жрец). Чуть-чуть, показалось, не в своей тарелке чувствовал себя замечательный Маттиас Гёрне – даже его объемному голосу низковата «басовейшая из басовых» партия Зарастро. Что до нашей Альбины Шагимуратовой, она была непревзойденно точна во всех деталях космически высокой партии Царицы ночи, но для аутентичного исполнения этой все-таки не очень моцартовской, а скорее вердиевской певице не хватило скорости колоратур.

Броневик не спас Царицу ночи и ее Трех дам от жестокого расстрела подручными Зарастро

А вот кто вызвал наибольший шквал аплодисментов – это не поющий, а только разговаривающий (зато как!) Дедушка – Клаус-Мария Брандауэр и три юных солиста из Венского хора мальчиков. К сожалению, имена ребят остались неизвестными – по крайней мере нам, кинозрителям, но это никак не повлияло на неотразимый эффект, который произвела молекулярная чистота их интонации, помноженная на детское обаяние.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9485
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7184
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?