Сегодня в столице стартует двухчастный русско-французский проект «Портрет/пейзаж: границы жанра». Два музея дерзко перемешали классику и современность. Что из этого вышло, разбирался корреспондент «Труда».
Гастроль Музея изобразительных искусств города Нанта — редкий шанс оценить причуды двух традиционных жанров. В Москве эволюцию портрета почти за пять столетий показывают в Государственном центре современного искусства, а ландшафтные штудии принял на Петровке Музей современного искусства.
Живопись классических эпох, например Жана-Батиста Грёза, окружена поисками современных художников. Техники — на любой вкус, от привычного «холст, масло» до видеоинсталляций. Вообще коллекция музея в Нанте весьма полно отражает все «измы» новейшего искусства. Однако и старых мастеров хватает — государственным указом в 1801 году Наполеон санкционировал создание музеев в провинциях Франции и передал им «сокровища, отвоеванные у врагов республики», некоторые — прямиком из Лувра. Похожая ситуация была и в России после 1917 года, когда в провинциальные музеи попадали целые дворянские коллекции. Только у нас классика и современность нечасто встречаются в едином экспозиционном пространстве, а ведь так можно высечь искру, начать дискуссию.
«Провокатором» на выставке в ГЦСИ выступает Тинторетто, возводящий строгий портрет на черном фоне к тициановской формуле «акцент — на лицо и глаза». У современников такое «приближение сущности» перерастает в особую фокусировку взгляда. Образ разъят на части: фотохудожник Дуглас Гордон сосредоточил внимание на руках модели, живописец Люк Тюйманс — на пальцах, а ироничный Робер Филью «воссоздал» облик различных героев, от Клеопатры до самого себя, по выдуманным зарисовкам их следов. Видеокамера — новый инструмент художника — позволила оживить образ, донести звук голоса: таков автопортрет Вито Аккончи.
Как рассказала «Труду» директор Музея в Нанте Бландин Шаванн,традиции XVI века доводят до наших дней. Классическое искусство здесь — и камертон, и отправная точка к показу всего многообразия подходов.