В Санкт-Петербурге в нескольких шагах от знаменитого памятника Екатерине на сцене Александринского театра Давид Тухманов представил свою оперу "Царица", посвященную Екатерине Великой. В Москве этот спектакль музыкального театра "Геликон" будет показан лишь осенью.
- Мы так долго и так непросто шли к этой постановке, что посчитали справедливым сыграть премьеру именно в Санкт-Петербурге, чтобы отдать дать нашей главной героине, - рассказал корреспонденту "Труда" 69-летний композитор Давид Тухманов, который еще и дебютирует в этом непростом жанре оперы.
Оперу о судьбе величайшей из русских императриц Тухманов (авторы либретто - Юрий Ряшенцев и Галина Полиди) задумал несколько лет назад. Тогда композитор возвратился из Германии в Москву, однако вернуться в число удачливых эстрадных авторов то ли не сумел, то ли просто перерос этот жанр. И взялся без всякого заказа, просто по внутренней потребности, движению души за создание оперы. Не мюзикла, не какой-то стилизации, а настоящей оперы для академического музыкального театра. Два с половиной года, что ушли на написание партитуры, Тухманов называет по-настоящему счастливыми. Но достойная постановка оперы - это не просто большие, это огромные деньги. Их помог найти у уральских банкиров-меценатов не кто иной, как Лев Лещенко (как тут не вспомнить, что их тандем принес великую песню "День Победы"), который тоже проникся идеей создания яркой, мощной современной оперы с красивыми мелодиями.
Тонким знатокам оперы еще предстоит оценить достоинства и недостатки произведения маэстро Тухманова. Но зрители на двух премьерных показах в Александринке были необычайно щедры на овации, цветы, аплодисменты, крики "браво". Особенно в финале, когда на сцене неожиданно возник тот самый памятник Екатерине, что виден как на ладони с общедоступного балкона театра. Сюжет "Царицы" яркий, понятный каждому, музыка насыщена яркими мелодиями в фирменном тухмановском ключе. За 2 часа 10 минут в оперном калейдоскопе предстали фрагменты истории царствования и любви Екатерины на фоне декораций, воссоздающих интерьеры Царскосельского дворца. Пышный декор дополнялся десятками зеркал, пламенем 696 свечей и роскошными сценическими костюмами.
В спектакле заняты солисты, хор и оркестр Московского музыкального театра "Геликон-Опера" под руководством Дмитрия Бертмана. На подмостках - порой больше ста артистов! Сюрпризом стало появление на сцене сразу трех Екатерин - в разном возрасте. Одной из исполнительниц партии Екатерины стала певица Мария Максакова, дочь знаменитой драматической актрисы Людмилы Максаковой и внучка оперной примадонны. Для исполнения ведущих партий на премьерные показы в Петербурге были приглашены солист Большого театра России, солист Московского театра оперетты народный артист России Юрий Веденеев (князь Потемкин-Таврический) и обладатель уникального голоса - мужского сопрано - Олег Рябец (шведский король Густав IV).
Постановка задумана в формате так называемой открытой оперы. Тухманов со товарищи предлагают взглянуть на современное, вполне серьезное и масштабное произведение еще и как на форму достойного досуга. Создатели спектакля явно стремятся быть понятными и интересными не только ценителям оперы, но и неискушенной публике. Не случайно многие зрители, выйдя из театра, задумчиво замирали у подножья памятника Екатерине Великой: