Лето в музеях: Чуть было не написала — в межсезонье. Да какое межсезонье — наоборот, публика начинает активно путешествовать и получает возможность увидеть то, что происходит в других городах и весях. Благо сходить на выставку, как правило, не так затратно, как в театр или на концерт, а провести весь день в музее — легко. Особенно если это не огромное здание в центре города, где устаешь уже от отсутствия свежего воздуха и дневного света, а усадьба-заповедник.
Скажем, едете вы в подмосковное Архангельское. Волей-неволей придется изрядно пройти от шоссе до музейных помещений, да и внутри усадьбы немало павильонов. И-зучая художественные фонды (как-никак коллекция богатейших князей Юсуповых), вы заодно и видами пейзажного парка насладитесь, и на солнышке погреетесь. А уж если в усадьбу пригласили музыкантов, то есть шанс посвятить вечер еще одной музе. Так строят свои программы многие музеи в Москве, Петербурге и их блистательных окрестностях.
Но допустим, вам кажутся недостаточно древними усадьбы, окружающие Москву: почти все они основаны в XV-XVI веках, но сохранили образцы зодчества не ранее XVII века, как храм Михаила Архангела, давший название юсуповским владениям. В таком случае зову вас чуть дальше — например, в Серпухов, который поразит обилием храмов и монастырей, выстроенных на протяжении практически всей русской истории. Грозные ее события пережил и Серпуховский кремль, построенный на высоком берегу реки Нары еще в XIV веке, спустя полтора столетия укрепленный великим князем Московским Василием III для защиты от непримиримого врага — Крымского ханства, в Смутное время оказавшийся неприступным для польского войска, но в конце XVII века разрушенный пожаром.
Впрочем, последний удар по кремлю был нанесен из Москвы в 1934 году большевиком Кагановичем, приказавшим разобрать остатки древних сооружений ради бутового камня, чтобы строить Московский метрополитен. Камень был в итоге забракован — и метро не достался, и кремль в Серпухове уже не восстановишь. Но даже без его стен вид кремлевской горы и стоящего на ней Троицкого собора потрясает.
Город вообще интересен не только древними строениями, но и прекрасным музеем, где к очень достойной постоянной экспозиции с более чем столетней историей добавилась выставка династии художников Маковских, работавших во второй половине XIX — начале XX века, а популярность не утративших и в наши дни.
От столичных флагманов эстафету концертов и фестивалей подхватили музеи глубинки, о которых мы знаем совсем немного, а напрасно. Почти в каждом крупном городе (а нередко и в небольшом райцентре) найдется несколько музеев, которые расскажут вам историю края с древнейших времен, поведают о знаменитых местных уроженцах, порадуют музыкой в исполнении местных и заезжих звезд. Художественные коллекции здесь, как правило, формировались из того, что было национализировано после 1917 года в барских усадьбах и купеческих особняках, изъято в закрытых храмах или найдено в научных экспедициях.
Был еще один механизм пополнения провинциальных собраний: в 1920-1970-х туда передавали через Музейный фонд, в частности, творения авангарда, в столицах попавшего в опалу, и работы классиков русского искусства, не вписавшиеся в одобренную советской властью «идейно верную» линию, очерченную Репиным или Брюлловым. Например, если вас интересует полный обзор творчества Лентулова, Ларионова или Розановой, вам никак не миновать Самарский музей, обладающий по этой части коллекцией уникального богатства. Сегодня Русский музей и Третьяковка, наверное, дорого бы дали, чтобы вернуть эти сокровища, да поезд ушел: российские музеи давно достигли негласной договоренности о том, чтобы не требовать назад вещи, перемещенные на разных этапах нашей многострадальной истории. И слава богу, иначе не вылезать бы из межмузейных скандалов:
С другой стороны, что за культурная жизнь без скандала в хорошем смысле слова? Если вы решитесь поехать во Владимир (от Москвы всего-то полтора часа на экспрессе), сможете увидеть замечательную выставку, посвященную одной-единственной иконе, зато очень древней. Это «Богоматерь Боголюбская», настоящий шедевр, окруженный сонмом легенд и недавно чуть не погибший от небрежного обращения. В 1993 году по просьбе РПЦ образ передали из Владимиро-Суздальского музея-заповедника в Успенский собор Княгинина монастыря, поместив в специальную герметичную витрину с контролем климата. Однако в 2009-м выяснилось, что икона поражена грибком, ее состояние критическое. Оказалось, монахини из экономии отключали электричество, превращая вит-рину в простой стеклянный ящик, температурно-влажностный режим постоянно колебался, а от живых цветов рядом пошла плесень. Когда с трудом удалось забрать памятник из храма, он на долгие годы попал на стол к реставраторам Центра имени Грабаря, но и там поначалу не понимали, как спасти бесценную живопись. Реставрация продлилась до 2016 года, «Боголюбскую» удалось укрепить, даже раскрыть слои оригинальной живописи.
Ценность этой иконы трудно преувеличить. Созданная в XII веке для князя Андрея Боголюбского, много столетий она служила палладиумом, то есть священным оберегом государства. К Новому времени икона оказалась одной из древнейших уцелевших и почиталась как чудотворная. Образ символизирует идею объединения северо-восточных русских земель вокруг Владимира под небесным покровительством Божией Матери.
Выставка «Икона XII века „Богоматерь Боголюбская“. Новое обретение» в Музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника включена в череду крупных проектов, приуроченных к 1000-летию Суздаля. Число и разно-образие их столь велико, что о том можно было бы написать отдельную статью (и может быть, «Труд» еще это сделает). А пока дадим представление об их диапазоне упоминанием выставки «Эмиль Галле» из запасников того же музея, а также московской усадьбы Останкино. Это не такая уж древность, но русская публика рубежа XIX-XX веков высоко ценила и активно покупала творения французского мэтра стеклоделия, одного из основателей стиля модерн. Стало быть, тоже яркая страничка отечественной художественной истории!
Очень активизировалась в последнее время выставочная работа и в Твери. Как вам, например, идея посетить экспозицию «Старые мастера западноевропейского искусства XV-XVII веков» в оранжерее здешнего Путевого императорского дворца? Это 27 образцов живописи и семь деревянных скульптур, в основном немецких, фламандских и голландских мастеров из собрания Михаила Перченко — одного из самых авторитетных сегодняшних коллекционеров искусства.
Ярославль, Нижний Новгород, Смоленск, Рыбинск: И это только Центральная Россия. Но есть ведь и мощные культурные очаги далеко за ее пределами. Например, если вы фанат Айвазовского и прочих маринистов, отчего не взять билеты на самолет в Якутск, где в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия) на все лето развернута выставка 29 пейзажных полотен из Русского музея? Любителю прекрасного так важно быть мобильным! Особенно летом.