Если разобраться, все люди делятся на две части — и не только на мужчин и женщин. Одна часть считает, что все события в мире происходят хаотично, ни с того ни с сего, вне системы. Потом уже, задним умом, человечество придумает всему произошедшему объяснения, но где вы, дорогие, раньше были? А другая часть жителей Земли во всем на свете пытается усмотреть систему, последовательность закономерностей. Вам какие ближе? Мне, признаться, вторые, потому что хаоса у нас в жизни и так с избытком. Вот и в представленных здесь книгах отдается должное тем, кто уверен: мир — это система и ничто на свете не происходит просто так.
Алексей Конаков «Табия тридцать два»
Книжечка имеет подзаголовок «Фантастическая опера» и переносит нас в 2081 год. Не такие уж отдаленные времена, но рукой не дотянуться. А там между тем ни звездолетов, ни суперкомпьютеров — сплошь постсоветская гаражная готика упадка: заброшенные микрорайоны, заросли борщевика, хмурые люди. Фантастическое и жутковатое представление автора: Россия в затянувшемся противостоянии с Западом проиграла, и победители решили ее демилитаризовать и деидеологизировать. Этих русских вечно тянуло на подвиги, на безумства? Таков культурный код нации, но ведь его можно подправить. И вот коварный Запад вместо литературы со всеми этими Толстыми и Достоевскими «подсаживает» россиян на: шахматы. Теперь у них на первом месте вместо вечных вопросов о душе и долге — гамбиты, эндшпили и рокировки.
У книги детективный сюжет, однако на самом деле она именно о шахматах. Без тени занудства автор старается рассказать нам, недалеко ушедшим в познании великой игры от гроссмейстера Остапа Бендера, о красоте партий, невероятных озарениях гениев доски и о новых разновидностях шахмат. Например, о таких, придуманных Робертом Фишером, где фигуры второй линии ставятся в произвольном порядке. Вместе с героем, простодушным аспирантом Кириллом, мы проникаем в тайны игры на 64 клетках, а заодно выясняем, что новый мир, основанный на шахматных правилах, не очень-то пригоден для нормальной человеческой жизни.
Жоэль Диккер «Дикий зверь»
Автор — самый популярный сегодня швейцарский писатель. И от его новой криминальной истории дух захватывает. А ведь как все просто начинается. На лужайке для пикников встречаются две соседские супружеские пары. И надо же такому случиться, что полицейский Грег влюбляется в чужую жену Софи. Влюбленный очень хочет побольше узнать о предмете страсти, начинает шпионить за ней, и тут вдруг выясняется, что не он один погружен в слежку за соседкой. И что Софи не так проста и прекрасна, какой предстает в начале повествования. Она — заложница страшной тайны, поскольку связана с бандой банковских суперграбителей.
Хаос из лиц, фраз, поступков только ближе к финалу оборачивается системой, да такой стройной, что впору удивиться: и как мы всего этого сразу не разглядели?
Эндрю Гант «Пять прямых линий: Полная история музыки»
Роскошное, щедро иллюстрированное издание открывает нам историю про то, как человек сумел систематизировать и привести к гармонии звуки внешнего мира. Повествование начинается с самых древних времен, когда из музыкальных инструментов у наших предков были лишь палки и подобия барабанов, а доходит до современных композиторов и поп-исполнителей. Помимо увлекательных рассказов о судьбах композиторов, трубадуров и рок-идолов книга Ганта вписывает музыку в контексты различных эпох — от Древнего Египта через Средние века до нашей с вами современности. И мы понимаем, что каждая эпоха звучит по-разному. Не всякий раз благозвучно, но что ж делать? Главное, чтобы и нашу эпоху смог когда-нибудь кто-то расслышать!