Главная Культура Афиша 00:06 23 Ноября 2018 5713
«Такая огромная территория, а все говорят на одном языке»

И через 27 лет после распада Союза французский фотограф увидел в жизни в постсоветских стран много общего

Евгения Сундукян
Работа из серии Алекса Перре «Люди веры». Предоставлена устроителями выставки

В Галерее классической фотографии открылась выставка «Перекрестки миров» молодого французского фотографа Алекса Перре. Российские кураторы называют Алекса одним из самых многообещающих мастеров нового поколения, гуманистом, наследующим традиции Анри Картье-Брессона и Уильяма Юджина Смита.

Лейтмотивом выставки стал глобализм и его парадоксы, что нашло выражение в характерном авторском приеме Перре: в его фотографиях соединяются два сюжета. Иногда настолько контрастные, что может показаться, будто автор смонтировал два снимка, однако это не так. Обе эти реальности сосуществуют, но столь же реальна и линия, их разделяющая.

Алекс — путешественник, его снимки сделаны в разных городах и странах и, как пишет историк фотографии Артем Логинов, героями его работ в равной степени становятся и обитатели культурных перекрестков, и сама среда, сталкивающая противоположности.

На выставке представлены работы из разных серий, но меня, жительницу России, особенно привлек проект «Соседи», сделанный на территории бывшего Союза. Лица людей здесь даны в привычном для них антураже. Как, например, вот этот потрясающий грузин рядом с клетками для кур.

— Я много путешествовал по странам бывшего СССР, — рассказывает Алекс. — Был в Литве, Грузии, где мне очень понравилось. Наверное, россиянам трудно понять, что так поражает иностранцев здесь. Мало того, что это огромная территория, где все говорят на одном языке, но и вокруг лежат страны, где тоже говорят на нем. Приедешь, например, в Литву, тебе отвечают: да, конечно, я знаю русский, ведь его знали бабушка и отец...

Принцип «два в одном» присутствует во всех сериях Алекса, но есть отдельный проект, названный «Дуалити» (двойственность).А родился он, утверждает Алекс, случайно, как и всё:

— Однажды я что-то снимал у друзей, и получился неожиданный кадр: половина красная, половина синяя. Подумал: а прикольно — и динамика есть, и контраст. Стал искать подобные решения, основанные не только на цвете. Как, например, на том снимке, сделанном на рынке, где половина кадра — рыба, половина — люди. Это никакой не монтаж, так и было. Сейчас я хожу по Московскому метро, которое мне тоже очень нравится, и вижу здесь такие же «дуалити».

— Известный фотограф Сергей Васильев рассказывал такой случай. Еще в начале карьеры он набрел на кучу желтых листьев в лесу. Сделал снимок, и тут к нему подошел его учитель, положил на кучу один красный лист и сказал: так лучше. Васильев заметил: но так не было! На что учитель возразил: зато могло быть... На чьей вы стороне в этом вопросе?

— Вообще-то я стараюсь в реальность не вмешиваться. Даже зумом-то не пользуюсь. И конечно, не смог бы, как ваш художник Ткаченко, поджечь деревню (серия фотохудожника Данилы Ткаченко «Родина» с подожженными заброшенными деревенскими домами вызвала протесты в обществе, в том числе со стороны движения «Архнадзор». — «Труд»). У меня и посыл другой, я больше за счастье, за радость, за идею оптимизма, которую должно нести искусство. Но иногда происходящее просто требует вмешательства. И я сдаюсь. Однажды снимал в церкви и вдруг увидел чернокожую женищину, которая точно бы улучшила мой кадр. Я побежал за ней, попросил пройти там, где было нужно. Она согласилась, и получился неплохой снимок. Или, например, в одной из серий прошу людей манипулировать фонариками, и эти люди, начинают выглядеть загадочно, как призраки. Но чаще сталкиваюсь с тем, что случайность лучше и остроумнее любой фантазии. Вот видите фотографию над вашей головой? Я увидел в галерее эту харизматичную корпулентную даму — и стал охотиться за ней по всей выставке. Наконец поймал момент, когда она устала и присела отдохнуть. И ведь как удачно села — под изображением обнаженной юной девы, причем в точно той же позе! Тут я ее и щелкнул. Показал ей фотографию (часто после съемок так делаю). И женщина рассмеялась — ведь тут ни капли постановки, все произошло по воле провидения.

Второй большой проект, представленный в Галерее классической фотографии — это цикл «Железная дорога», снятый в Индии. Интересно, а почему не в России, где дорога — один из главных символов страны? А вот Набоков, например, видел в них символ смерти...

— Нет, про смерть я не думал, — улыбается Алекс. — И мою «Железную дорогу» нужно воспринимать не как отдельные снимки, а как одну большую фотографию — если хотите, как лицо страны в лицах ее жителей. Мое первое большое путешествие на поезде было в Боливии и Аргентине. Я понял, что это отличный способ узнать страну. Следующей была Индия, и мне кажется, что нигде этот проект нельзя было бы реализовать лучше. Там я просто открывал дверь вагона, не дожидаясь остановки, и снимал все, что видел, улегшись на пол. А вот в Грузии подобное не сработало. Я закрылся в туалете и фотографировал из окошка. Два часа слушал, как мне орали в дверь: «Ты сдурел, освободи кабинет!» Но все старания пошли прахом, потому что в Грузии совершенно нет жизни вдоль железной дороги.

— Я, в отличие от вас, занимаюсь не фото, а литературой. Точно знаю, что в ее среде понятие таланта не так важно, как раньше, когда продвигали действительно талантливых. Сейчас так: о ком издатели договорились, тот и будет талантлив. Неожиданно ворваться в литературу, как это было с Гоголем или Шукшиным, невозможно. А как в мире фотографии?

— Да то же самое. Конечно, я бы хотел зарабатывать на жизнь творчеством, но пока получается плохо. У меня нет семьи, нет детей, есть крохотная квартирка и маленькая машинка, я особо не трачусь на жизнь и могу себе позволить путешествия. Но все равно деньги на это надо как-то заработать. Я служил в отеле в Британии, был мальчиком на побегушках, когда тебе звонят ночью, днем, в любое время и просят выполнить какие-то поручения. За это неплохо платят, я смог скопить определенную сумму... Что делать, так устроена жизнь. Важно это понимать и сохранять здоровую иронию.

— Неужели во Франции не помогают молодым художникам?

— Кому-то, может, и помогают, но — только не смейтесь — эта выставка в России у меня первая такая крупная. Меня нашли ваши кураторы, за что я им безмерно благодарен.

— От современных фотографов можно услышать, что хорошая техника не обязательна, и классный кадр можно сделать на айфон.

— Я всегда работал с аппаратами серьезных фирм. Айфоном не пользуюсь из-за недостаточного качества камеры: эти фото вы можете использовать в интернете, но никогда не распечатаете их для приличной выставки. Однако в некоторых случаях айфон спасает. Например, в Иране, где использование камер запрещено.

— Возвращаясь к вашему циклу «Дуалити» и помня ваш интерес к границам — как бы вы проиллюстрировали положение России в нынешнем мире?

— В смысле — как бы я изобразил ближайшее окружение России? Наверное, не ограничился бы одной фотографией. Я бы продолжил свой цикл «Соседи». Да, вы все говорите на одном языке. Но, например, один мой русский друг рассказывал, что не может общаться с родственниками из Украины, потому что они поссорились на почве политики, да и граница между странами пролегла вполне серьезная, так что передвижения осложнены. Когда жизнь простого человека разрезают политические границы — это одна из самых больших несправедливостей на свете.

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 3480
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...