Известно: новые русские 90-х носили малиновые пиджаки и золотые цепи. А теперь совсем новые «новые» русские вполне обходятся без это атрибутики — им достаточно российского паспорта, чтобы выступать за национальные команды России.
На этой неделе российские болельщики вновь заговорили об иностранцах в нашей национально сборной. Поводов для этого возникло разу два. Это дебют в футбольной сборной бразильца Ари. Второй повод — присвоение указом президента РФ Владимира Путина российского гражданства 24-летнему баскетболисту ЦСКА Джоэлу Боломбою. Но эти два случаи настолько разные, что специалисты дали им противоположные оценки.
Начет Ари. Анатолий Бышовец и другие авторитеты футбола выразили недовольство тем, что впервые в истории нашей сборной в ее состав призваны разу пять натурализованных игроков — бывшие бразильцы Ари, Гилерме и Фернандес, а также немцы Роман Нойштеттер и Контантин Рауш. Логику критиков понять несложно. Чем больше иностранцев попадает в национальную сборную, тем актуальнее становится вопрос: а зачем тогда вообще вся система воспитания в российском футболе — от групп начальной подготовки до юношеских сборных страны?! Да, Роман и Константин хорошо говорят по-русски, где-то у них и менталитет русский (а у Романа — и мама), оба родились на территории СССР. Но их футбольные биографии начались уже в клубах Германии, а Рауш даже успешно поиграл за юношескую сборную этой страны. Тем не менее, никто из пятерых этих игроков никогда не попадал в поле зрение скаутов национальных сборных Бразилии и Германии.
Ари дали российское гражданство в расчете на то, чтобы «Краснодар» имел в своих рядах на одного легионера меньше. И тот факт, что в сборной России его дебют состоялся в 32 года, говорит лишь о том, что Черчесов вынужден «затыкать дыры» в линии нападения поле, так как Александр Кокорин отлучен от футбола, а Артем Дзюба получил травму.
История баскетболиста Джоэла Бобомбоя больше напоминает биографию Нойштеттера и Рауша. Отец его — конголезец, учившийся в Донецке, а мама — русская. Причем, они, проживая в Донбассе, познакомились друг с другом на экскурсии в Москве, а поженились, вернувшись в Донецк. Семья Боломбоев переехала в США, когда Джоэлю было шесть лет. По-русски очень хорошо говорит и отец-конголезец, а первые пять лет проживания в Америке Джоэль больше разговаривал с мамой по-русски — пока оба не выучили английский. На данный момент он владеет тремя языками — от папы выучил еще французский.
В составе ЦСКА Боломбой провел девять матчей и суммарно чуть более двух часов, за это время набрал 59 очков. Когда мы говорим о натурализованных у нас баскетболистах, то в первую очередь вспоминаем Джей Ар Холдена. Темнокожий «Ваня Холодков», чей трехочковый бросок в 2007 году принес нам звание чемпионатов Европы, получил российское гражданство уже на второй год выступления за ЦСКА, но за девять лет пребывания в нашей стране «великий и могучий» на приличном уровне так и не освоил. А вот как сравнил игровые качества Холдена и Боломбоя один из главных аналитиков баскетбола Владимир Гомельский.
— Ставить Боломбоя рядом с Холденом пока я бы поостерегся, — признался Гомельский «Труду». — Во-первых, у них разные амплуа: Холден разыгрывающий, а Боломбой играет на позициях центрового и тяжелого форварда. Джей Ар пришел в команду явным лидером, а Джоэл сейчас — никак не лидер. И здесь я оцениваю даже не их результативность, а характер, драйв, харизму. Впрочем, среди центровых вообще нечасто встречаются такие лидеры — Сабонис и Робинсон, пожалуй, приятные исключения. Но «таскать рояль» с пользой для ЦСКА способен уже сейчас. Вместе с американцами Кайлом Хайнсом и Отелло Хантером он составляет трио центровых, которое успешно закрывает эту позицию в чемпионате ВТБ и еврокубках. А в сборной России позиция Боломбоя очень дефицитная, с учетом того, что Тимофей Мозгов сейчас в НБА не играет и сюда не приезжает. Так что сейчас центровых с российскими паспортами уровня Боломбоя у нас просто нет. Его приобретение полезно прежде всего для сборной — он явно сильнее Артема Клименко, который выходил в стартовой пятерке на позиции центрового в последних матчах. Как пройдет его адаптация в ЦСКА и в сборной России — заранее говорить не буду: наличие русской мамы и знание языка в этом плане факторы не самые важные. А что он уже поиграл в разных лигах США, включая НБА под руководством тренеров квалифицированных и разных — это имеет большие плюсы. Действия центрового вообще не столь разнообразны, как у разыгрывающих. Джоэль не обладает хорошим пасом, но этим могли похвастаться лишь немногие центровые нашего баскетбола — разве что Сабонис, Белостенный и несколько человек в более ранней истории. А прыгает Боломбой высоко, парень мощный, обладает броском со средней дистанции и с линии штрафного. У него широкий набор приемов при борьбе за отскок, он умело ставит спину. Надеюсь, в ЦСКА со временем его научат и отдавать хороший пас. В целом я к решению ЦСКА отношусь не как к конъюнктурному. Такого уровня игроков в НБА много, но в данном случае при приглашении в Москву сыграли неформальные поводы. Желание Джоэла получить российское гражданство было основным фактором. И лишь после этого последовало подписание контракта. Эти все переговоры армейцы проходили еще в апреле. Так что менеджмент ЦСКА изначально повел себя патриотично, желая помочь и нашей национальной сборной.
Наиболее яркие примеры предоставления гражданства иностранцам-чемпионам — это, конечно, мастера шорт-трека Виктор Ан и сноуборда Вик Вайлд. Они не только выиграли на играх в Сочи соответственно три и две золотые медали для России, но и своей работой в составе нашей сборной показывали хорошие наглядные пример молодым россиянам, даже делились своим богатым опытом и профессиональными секретами. В обоих этих случаях российские спортивные деятели продемонстрировали превосходство над зарубежными коллегами в знании дела и оперативности. Напомним: оба Виктора на момент получения российского гражданства оказались ненужными для сборных Кореи и США.
Фигурное катание в плане натурализации — особая статья. Потому что специфика такова, что спортивные и танцевальные пары довольно часто составляют из фигуристов разных стран — именно когда хотят добиться результатов международного класса. Так что «золотое» выступление Марины Анисиной за Францию на Играх-2002 не было сенсацией. Так же как и через 12 лет — бывшей украинки Татьяны Волосажар за нашу сборную в Сочи. Тем более, отец и мать Тани родом из России.
Но в остальных случаях натурализации у нас иностранных атлетов во главу угла ставилась возможность обойти лимиты на легионеров, и в первую очередь это относится к футболу и баскетболу.
А что будет твориться в душе Боломбоя, если ему придется играть против сборной США? Этот вопрос «Труд» адресовал Хосе Бирюкову, который с 1980 по 1995 годы сначала сыграл за сборную СССР по баскетболу 20 матчей, а потом за испанскую еще 57.
— Моя мама испанка, ее привезли в СССР в конце 1930-х, она вышла замуж за русского. Я воспитанник школы ЦСКА. Меня мама возила в Испанию в семь лет, потом в 13. Затем я приезжал играть несколько раз в составе «Динамо» и молодежных сборных СССР. Так что с маминой родней в Испании я держал плотную связь. Именно мой двоюродный брат Хавьер уговорил нас переехать на ПМЖ. Пока я еще играл в «Динамо», он договорился с «Реалом», чтобы они заключили со мной контракт. Но об этом контракте советским спортивным начальникам я не говорил, иначе меня вряд ли выпустили бы из страны.
В 1983 году мама, папа, брат и я переехали в Испанию по линии восстановления семей. Но сразу выступать за «Реал» не мог, потому что все три вакансии легионеров в клубе были заняты. Я получил гражданство через год из-за всяких бюрократических проволочек. А согласно положению ФИБА, в еврокубках и за новую сборную страны баскетболист мог выступать только через три года поле смены гражданства. Так что впервые надел испанскую форму лишь в 1987 году. Если бы это случилось в 1983-м, мне сложнее было бы психологически настроиться играть против сборной СССР. Но за прошедшие четыре года я полностью стал испанцем в душе. А главное — я жаждал вернуться на международную арену. Играя против сборных СССР, а потом России, испытывал противоречивые чувства. Ведь в конце 1980-х половина состава были мои сверстники — Сабонис, Марчюленис, Волчок, Тихоненко, Миглиниекс, Сокк и другие — мои друзья еще по юношеской сборной СССР, мы вместе выигрывали европейские первенства по разным возрастам. Но в составе испанской сборной у меня против них психологических тормозов не возникало. Бились по-черному, поблажек по старой дружбе не давали. Мы же профессионалы, несмотря на какие-либо чувства к игрокам команды-соперника. В сборной тоже нам платили большие премии за победы, и не только на официальных матчах, но и на коммерческих — сборная СССР ежегодно приезжала в Мадрид на новогодний турнир, в котором также играли «Реал», сборные Югославии и еще какая-нибудь сильная команда. Более того, именно против сборной СССР обычно хотелось себя показать с самой лучшей стороны, и это обычно получалось. На тот момент сборная Испании была по классу слабее советской — это сейчас все поменялось. А будучи капитаном сборной, я еще вел вперед своих молодых товарищей по команде.
От души желаю Джоэлю наилучшим образом настроиться на матчи в составе сборной России. Но я родом из страны Советов, и потому давать взрослым людям советы считаю неприличным. Ему будет непросто, но пусть верит свои силы. По себе знаю, что у него может появиться повышенная мотивация. Я сохраняю самые теплые чувства к Сергею Базаревичу — он в сложных условиях сумел хорошо подготовить сборную России к предыдущему чемпионату Европы. А при всем своем испанском патриотизме я продолжаю болеть и за сборную России. (Даже рассказывая про россиян и Россию, Хосе продолжает говорить «мы» и «у нас» — Труд). Надеюсь, что новичок сборной усилит ее игру.