На заседании исполкома МОК 19 марта принят ряд решений, важных для российских атлетов. И, возможно, для международных перспектив всего российского спорта.
Международный олимпийский комитет так озаботился о ранее отстраненных им же россиянах и белорусах, что даже торжественно презентовал им флаг и гимн. Флаг представляет собой аббревиатуру AIN и ее расшифровку «индивидуальные нейтральные атлеты» на французском и английском — на светло-синем фоне. Так что в лексиконе наших наиболее рьяных патриотов выражение «белая тряпка с кольцами» теперь сменится на «голубая тряпка с буквами». Гимн — без слов, но хотя бы с музыкой (фамилия композитора не называется). Однако пилюля в этой яркой обертке горькая.
Объявлено об ограничении общего числа спортсменов — не более 55 граждан РФ. В некоторых видах спорта борьба за олимпийские путевки продолжается, а 12 россиян их уже добыли. Есть шанс, что на отборочных соревнованиях успешно выступят и другие претенденты в олимпийцы. Десяток лицензий фактически зарезервированы за российскими теннисистами после решения ITF о допуске их ко всем пяти олимпийским дисциплинам. Всероссийская федерация плавания объявила об участии в апрельском турнире в Боснии, где высокие результаты станут пропуском в Париж (а сейчас у нас немало сильных пловцов).
Таким образом, если к концу июня олимпийские нормативы выполнят более 55 россиян, то кого из них признают лишними? Введут квоты для разных видов спорта? Или кто раньше выполнил норматив, того и пустят, а остальным издалека помашут олимпийским стягом? Ясно лишь одно: окончательный состав российских олимпийцев будет определять не ОКР и наше Министерство спорта, а МОК и международные федерации.
Идем дальше. Ранее Международный олимпийский комитет уже призывал атлетов разных стран отказаться от участия в Играх дружбы, которые пройдут 15-29 сентября в Екатеринбурге и Москве, назвав это мероприятие попыткой политизации спорта. Исполком МОК объявил, что готов ввести санкции для спортсменов за участие в этих Играх. Ну и чья возьмет? Два года назад МОК запретил проведение всех международных соревнований на территории РФ и теперь следует этому решению. И вот перед национальными федерациями и атлетами возник вопрос, что важнее — соревноваться в Играх дружбы, спорить за призовые в размере 40 тысяч долларов, но подвергнуться санкциям или сохранить возможность участвовать в официальных международных турнирах? Кстати, тот же вопрос стоит и перед российскими атлетами, получающими нейтральный статус и право на участие в соревнованиях за рубежом, в том числе и в коммерческих.
Удастся ли нашим спортивным чиновникам и юристам убедить руководство МОК в том, что Игры дружбы не являются противовесом Олимпиаде и тем более политическим актом, а всего лишь средством поддержания соревновательной формы атлетами? Да и будут ли предприниматься такие дипломатические усилия? Вопросы пока без ответов.
Позитивной новостью можно назвать заявление на исполкоме: «МОК не будет требовать от нейтральных атлетов подписывать дополнительные декларации с осуждением СВО на Украине». Впрочем, никого из россиян, уже соревнующихся в ранге нейтральных атлетов, такие декларации и не заставляли подписывать, вопреки страшилкам чиновников и политологов. Теперь об этом официально объявлено.
Тем не менее уже на следующий день после исполкома МОК с суровой критикой его решений выступили российские представители. Голос МИДа Мария Захарова заявила, что принятые МОК правила по допуску россиян к Олимпиаде являются неправомерными, несправедливыми и неприемлемыми. И что МОК раскалывает и политизирует международное спортивное движение, выступает инструментом недобросовестной конкуренции. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил: «Негативно мы это воспринимаем. Это разрушение идеи олимпизма, ущемление интересов спортсменов, олимпийцев. Конечно, это абсолютно противоречит всей идеологии олимпийского движения».
Недолго ждать атаки на МОК и с другой стороны. Среди деятелей США, Европы и их союзников немало тех, кому сам факт присутствия граждан РФ на Олимпийских играх — хуже горькой редьки. Увы, все тяготы такого отношения российским атлетам доведется испытать и со стороны многих соперников, и, конечно, болельщиков. Нашим придется в Париже столкнуться с колоссальным психологическим давлением. Тем не менее лично мне путь через Париж кажется единственно верным для поддержания, во-первых, соревновательной практики сильнейших российских атлетов и перспектив целых видов спорта. А во-вторых, для развития народной дипломатии с гражданами стран, ныне враждебных в отношении России, — будем надеяться, такое положение вещей не будет продолжаться вечно.
И еще. Будем откровенны: на сегодняшний день не так уж много видов, где 55 россиян способны вмешаться в борьбу за олимпийские медали. Но полузабытый ныне принцип «главное — не победа, а участие» никто не отменял.